Компания ОАО "Полюс Золото" опубликовала отчетность за 2014 г. по МСФО. На операционном уровне показатели оказались весьма неплохими. На фоне выросших объемов добычи (+2%) выручка компании в рублевом выражении выросла на 17,8% до 86 млрд руб. Отличную динамику показали затраты, прибавившие всего 4,5%. Помимо этого компания умудрилась сократить прочие расходы на 2,7%, получить положительные курсовые разницы 4,7 млрд руб., а также восстановить начисленный в предыдущих периодах резерв под обесценение основных средств 1,9 млрд руб. Казалось бы, полная идиллия: компания смогла в полной мере воспользоваться эффектом девальвации рубля ( ценообразование на золото в России осуществляется с привязкой к международным ценам, а практически все затраты носят рублевый характер)....
Но не тут то было. На свою беду компания в марте 2014 г. разработала Стратегическую программу поддержки цен реализации золота, в рамках которой предприняла попытку захеджировать часть своей добычи. Иными словами, ожидается, что "в случае снижения цен на золото эмитенту гарантирована минимальная цена продажи золота, и в то же время компания может выиграть от повышения цен на золото до определенного ценового барьера согласно опциону колл, после которого цена фиксируется".
Описание сути модели хеджирования в составе отчетности представляет собой самый большой раздел, насыщенный терминами. Тут можно встретить "расчетные коллары азиатского типа с нулевой стоимостью", "стабилизатор выручки", "барьер", "форвардные контракты на золото", "валютные коллары"... И все это приправлено "хеджинговым гарниром" в виде процентных и валютно-процентных свопов. Чувствуется стратегический подход к выработке стратегической программы...
Итогом сложных комбинаций с использованием золотых и валютных срочных инструментов стал убыток в 52,5 млрд руб. по статье "результат от инвестиционной деятельности". Такой итог позволил благополучно "убить" все достижения компании на операционном уровне и "обеспечить" итоговый убыток в размере 23,6 млрд руб.
В своих теоретических материалах мы уже не раз подчеркивали опасность увлечения производными инструментами, однако в ответ слышали аргумент, что надо разделять спекулятивные и хеджинговые операции. Что ж, вот пример очередного "хеджирования" рисков уже на корпоративном уровне, когда акционеры вынуждены наблюдать, как судьба огромных средств принадлежащих им компании повисла на волоске. И, к сожалению, таких примеров в последнее время становится все больше и больше. Может быть, менеджмент российских компаний следует проверить на понимание им смысла финансовых инструментов?
Мы продолжим следить за деятельностью Полюс Золота, теперь уже с вдвойне пристальным вниманием. На данный момент акции компании не входят в число наших приоритетов.