Сезонность на фондовом рынке
В рамках акции «Коммент.Арс» нам задан вопрос: Каково ваше видение роли фактора сезонности применительно к российскому рынку? Есть ли у ваших аналитиков наработки, результаты анализа или наблюдения по сезонности конкретных отраслевых рынков (энергетический, потребительский, металлургический и другие сектора)? Учитываются ли вашими управляющими факторы сезонности/цикличности при переформировании портфеля?
Начнем с отраслевой сезонности. Она, безусловно, существует и активно проявляется в некоторых отраслях производства, например, электроэнергетике. В финансовых отчетах она проявляется в том, что у компании, например, в отчетности за 3-й квартал, результаты могут быть существенно ниже, чем во 2-м. Это, однако, не означает, что в компании теперь наблюдается тенденция на снижение показателей. Для оценки тенденции необходимо сравнивать квартальные показатели текущего года с показателями прошлых годов.
Чтобы учесть фактор сезонности аналитики компании «Арсагера» прогнозируют финансовые показатели деятельности компании (прибыль, выручка) на годовом окне. Это позволяет учитывать квартальную сезонность, которая наблюдается в деятельности некоторых компаний.
Также можно выделить и некую статистическую цикличность в поведении участников фондового рынка. Эта цикличность, как считается, проявляется, например, в «рождественском ралли» или в массовых продажах акций в мае (существует даже поговорка «sell in may and go away», что можно перевести как «продавай в мае и уходи с рынка»). Данные закономерности можно увидеть по статистическим данным, при этом даже они не всегда подтверждают закономерность. Кроме того не существует никаких фундаментальных причин для проявления каких-либо закономерностей в поведении биржевых участников. Мы такие закономерности не используем, так как они носят чисто игровой характер, мы же не пытаемся играть на колебаниях стоимости активов, а занимаемся инвестициями исходя из фундаментальной привлекательности бизнеса.