В рамках акции «Коммент.Арс» Сериков Александр спрашивает: Если центробанки всех развитых стран мира плюс ФРС США напечатают миллиарды долларов в 2012 году (предположим 1 трлн долл). Может возникнуть гиперинфляция, знакомая нам по 90-м годам, когда журнал в киоске стоил 500 тыс. руб. Что произойдет при этом событии с вложениями в акции? Их стоимость будет расти пропорционально росту гиперинфляции или даже опережать его или фондовый рынок сожмется, все инвесторы разбегутся, а стоимость акций станет символической?
Ответ можно разделить на две части:
Что будет с акциями в случае гиперинфляции?
Обычно в случае сильного повышения уровня инфляции в той или иной стране, сначала это негативно сказывается на уровне капитализации рынка акций. Связано это с тем, что повышение уровня инфляции влияет на все процентные ставки в экономике: и на ставки по кредитам, и на ставки дисконтирования, используемые для расчета стоимости денежного потока, генерируемого бизнесом.
Вторым этапом, является ускорение темпов роста прибылей компании, поскольку инфляция это не что иное, как рост цен на продукцию, которую компании продают. Поэтому после снижения курсовой стоимости акций, вызванной ростом уровня процентных ставок в экономике, потом следует восстановление их курсовой стоимости, связанное с ростом прибыли компаний.
Будет ли гиперинфляция при печатании 1 трлн долларов? Насколько высока вероятность гиперинфляции?
Денежная масса в ЕС (М3) составляет 9,8 трлн. евро или 13 трлн. долларов. В 2011 году она выросла на 3,1%, в 2010 – на 2,1%. Поэтому даже если один только ЕЦБ напечатает денег на 1 трлн евро, то денежная масса в Европе вырастет на 10%. Это не тот темп роста денежной массы, который может вызвать гиперинфляцию. Для сравнения, когда в Росси была высокая (не гипер-) инфляция в начале 2000-х (от 15 до20%), то денежная масса у нас росла на 30-60%.
Таким образом, гиперинфляции не будет, но на повышении общего уровня инфляции в европейских странах (скажем процентов до 5-7%) такая монетарная политика, конечно, может сказаться. Это будет заметно для Европейских стран, с их текущим уровнем инфляции около 2%, но не для России.
В целом же, мы не верим в сценарий гиперинфляции, потому что денежная масса в мире не будет расти темпами достаточными для такого развития событий (даже не смотря на очень либеральную монетарную политику). В то же время, мягкая монетарная политика приведет к росту цен на сырье и сохранении сырьевых цен на высоких уровнях в течение длительного периода времени. Это выльется в период повышенной инфляции.