Иностранные банки, довольно широко представленные в России, привнесли свою практику разработки и внедрения продуктов, которые не только повышают лояльность существующих клиентов и приток новых, но и обеспечивают неплохой прирост дополнительных средств в выручке кредитных организаций.
Полагаю, что те компании, которым удалось пережить кризис, сосредоточились на двух основных целях — удержать существующих клиентов и привлечь новых. Для этого им пришлось полностью переоценить ведение своего бизнеса. Большинство компаний увеличили инвестирование в повышение эффективности IT-безопасности, во внедрение эффективного риск-менеджмента, в замену оборудования на более совершенное, а также в разработку принципиально новой линейки продуктов. В частности, по такому пути пошли и крупные российские банки. В конкурентной борьбе за клиента кредитные организации работают над расширением количества предоставляемых продуктов и услуг. Стандартные кредиты и депозиты сейчас есть в любом банке. На мой взгляд, клиент при выборе того или иного продукта в первую очередь обращает внимание на процентную ставку, а уже затем на остальные условия по договору и надежность банка.
Восстановившись после кризиса, а также справившись с проблемной задолженностью, крупные банки заглядываются на довольно лакомый кусок в продуктах кредитования. Так еще в прошлом году менеджмент Сбербанка и ВТБ позаботился о том, как выйти на рынок экспресс-кредитования, или POS-кредитов, которые довольно развиты у зарубежных банков, представленных в России. Напомню, что POS-кредитование (от Point of Sale) — направление розничного бизнеса банков, связанное с выдачей займов на определенные товары непосредственно в торговых точках. Этот бизнес относится к высокодоходным, но и является довольно рискованным, поэтому процентные ставки по таким кредитам сравнительно высоки, но и принятие решения по выдаче такого кредита довольно быстрое — до часа.
По данным аналитического агенства Frank Research Group, на 1 декабря 2011 года объем рынка POS-кредитования составил 175 млрд рублей. В лидерах по этому направлению по-прежнему находилось ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».
ВТБ будет развивать данный вид страхования под брендом «ВТБ Экспесс» на базе Бежица Банка, который достался группе ВТБ от Банка Москвы. Приятно то, что ВТБ определился со стратегией развития данной услуги. Стартовать планируется со стороны регионов, поскольку в последних такой вид кредитования довольно популярен, нежели в Москве и Северной столице. Причина, на мой взгляд, в разнице между уровнем доходов населения: в столице купить ту или иную бытовую технику за наличные может практически каждый третий житель, в то время как в регионах аналогичный показатель заметно ниже.
Полагаю, что и для Сбербанка, и для ВТБ внедрение данной услуги предполагает возможность стать более гибкими в предоставлении новых продуктов для существующих клиентов и в привлечении новых. В случае успешного запуска данных программ не исключаю позитивного эффекта в росте кредитного портфеля двух крупнейших банков. Реализация программ экспресс-кредитования начнется не ранее чем во втором полугодии 2012 года.
На мой взгляд, новость в целом нейтральна для акций ВТБ, поскольку эффект от новой услуги удастся оценить лишь по итогам деятельности кредитной организации за 2012 год. По таким мультипликаторам, как P/E (7,13х) и P/BV (0,63х) акции ВТБ торгуются с премией по отношению к остальным банкам в секторе. Целевая цена по бумаге составляет 0,0748 рубля, рекомендация — «держать».
Другая аналитика