Совокупная выручка оператора сократилась на 4% до 9,6 млрд евро, при этом доходы на основном – итальянском – рынке упали на 0,5%, составив 7,5 млрд евро. Здесь выручка от фиксированной связи снизилась на 1,5%, составив 5,2 млрд евро. Это произошло на фоне роста абонентской базы широкополосного доступа (+11%) и снижения количества пользователей традиционных телефонных линий (-2%); показатель ARPU упал на 5,5%. Выручка от услуг мобильной связи прибавила 1,8%, достигнув 2,3 млрд евро. Абонентская база увеличилась на 5,6%, а показатель ARPU снизился на 2,8%. Операционная прибыль итальянского сегмента снизилась на 16,8% - до 1,4 млрд евро, главным образом, из-за негативного влияния единовременных убытков (на общую сумму 121 млн евро против 56 млн евро в предыдущем году), связанных с наложением штрафа за со стороны итальянского регулятора, а также курсовых разниц.
Выручка бразильского сегмента снизилась на 12,7% - до 2 млрд евро. Абонентская база в южноамериканской стране уменьшилась на 7% - до 56,6 млн человек, а показатель ARPU упал на 6%, в том числе, и из-за ослабления бразильского реала к евро. Операционная прибыль в Бразилии выросла на 29,9% – до 252 млн евро. Данный рост можно объяснять положительной тенденцией, вытекающей из увеличения эффективности в структуре эксплуатационных расходов.
В итоге операционная прибыль Telecom Italia снизилась на 12,1%, составив 1,6 млрд евро.
Чистые финансовые расходы компании сократились на 6,6% – до 710 млн евро. В целом долговое бремя компании уменьшилось за полугодие с 32,9 до 31,0 млрд евро. В итоге чистая прибыль компании составила 554 млн евро против 596 млн евро годом ранее.
Вышедшая отчетность оказалась несколько хуже наших ожиданий в части размера эффективной налоговой ставки. Добавим, что ослабление евро по отношению к доллару США негативно сказалось на прогнозных показателях компании, номинированных в долларах США. Кроме того, отметим, что с 1 января 2018 года в компании были произведены изменения в стандартах отчетности, которые привели к несопоставимости результатов с прошлыми периодами.
Ближайшие стратегические действия компании будут подчинены выполнению среднесрочного плана на 2018-2020 гг., который предполагает сокращение долга, наращивание операционной прибыли в абсолютном выражении и увеличение ее рентабельности.
Интересно развиваются события вокруг корпоративного спора между крупнейшим акционером Telecom Italia – французской Vivendi, контролирующей 24% акций, и американским активистским фондом Elliott, которому удалось занять большинство мест в совете директоров (10 из 15). Elliott, очевидно, был поддержан другими акционерами – Blackrock и итальянским фондом Assogestioni. Влиятельные консалтинговые фирмы Glass Lewis, ISS и Frontis рекомендовали голосовать за Elliott, который кредитовал китайских инвесторов при покупке футбольного клуба «Милан» у Сильвио Берлускони.
Elliott критикует вопросы управления и «конфликты интересов» Vivendi, например, заключенный рекламный контракт в январе 2017 года Telecom Italia с Havas, принадлежащим Vivendi, стоимостью около 100 миллионов евро. Кроме того, недавно итальянское правительство, владеющее «золотой акцией» в компании, назвало Vivendi «очень плохим акционером». Между тем, Elliott поддерживает нынешнего генерального директора Амоса Гениша.
Американские депозитарные расписки на акции Telecom Italia торгуются с P/BV2018 около 0,6 и являются одним из наших приоритетов в секторе телекоммуникации.
Сегмент телекоммуникационных услуг показал увеличение выручки на 3.5% - до $27.2 млрд. Драйвером роста выступили доходы от предоставления широкополосного доступа в Интернет, составившие $8.4 млрд (+8.8%), на фоне увеличения ARPU (+3.9%) и количества абонентов (+4.8%). Сильную динамику показали доходы от услуг корпоративным клиентам (+11.5%). Операционные расходы увеличивались более медленными темпами, что привело к росту операционной рентабельности на 0.6 п.п. и операционной прибыли до $6.95 млрд.
Сегмент NBCUniversal продемонстрировал рост выручки до $17.8 млрд (+10.3%). Доходы от кабельного телевидения прибавили 14.5%, составив $6.1 млрд, причинами такого роста стали трансляции Зимних Олимпийских игр. Трансляция Супербоула (финальная игра за звание чемпиона НФЛ) вкупе с Зимней Олимпиадой привели к настоящему скачку доходов (+32.3%) по широковещательному телевидению, составивших $5.9 млрд. Ложкой дегтя в сегменте NBCUniversal стало падение выручки от производства и проката фильмов – премьеры первого полугодия 2018 года оказались слабее прошлогодних. Все направления выручки кроме фильмов показали рост операционной прибыли, выросшей до $3.4 млрд.
Все основные консолидированные финансовые показатели Comcast продемонстрировали рост, чистая прибыль увеличилась до $6.3 млрд на фоне снизившейся с 33% до 23% эффективной налоговой ставки.
После выхода финансовой отчетности мы незначительно скорректировали прогнозы финансовых результатов после 2018 года в сторону повышения. Отметим, что важным фактором, влияющим на котировки акций Comcast, является участие компании в корпоративной борьбе с Disney. Напомним, что в конце 2017 года Disney договорилась о приобретении компании Twenty-First Century FOX, владеющей 39% Sky plc и находящейся в стадии приобретения оставшихся 61%. Однако в этот план слияний вмешалась Comcast, чье предложение о приобретении 61% Sky plc превзошло цену, заявленную Twenty-First Century FOX – 12.5 фунтов за акцию против 10.75 фунтов. Позже FOX увеличило свое предложение акционерам Sky до 14 фунтов за акцию, за этим почти сразу последовало ответное повышение цены со стороны Comcast – до 14.75 фунтов за акцию. Пока мы не вносили никаких изменений в модель в связи с возможным поглощением Sky plc.
По нашим расчетам, в будущем чистая прибыль Comcast будет находиться в диапазоне от $12 до $15 млрд. Акции компании обращаются с P/E 2018 около 12 и являются одним из наших приоритетов в секторе товаров индивидуального спроса.
Компания AT&T Inc. выпустила отчетность за первое полугодие 2018 г. Отметим, что в компании с 1 января 2018 года произошли изменения в стандартах отчетности, связанные с учетом выручки; прошлогодние данные приведены в сопоставимом виде.
Кроме того, 14 июня 2018 года наконец-то завершилось долгожданное слияние AT&T и Time Warner, в отчетности компании результаты бизнеса Time Warner стали учитываться в новом сегменте – Медиа. Time Warner Inc. – один из крупнейших в мире конгломератов новостного и развлекательного профиля. Является крупнейшей в таких сферах, как кино, телевидение, интернет, телекоммуникации. Среди основных компаний, входящих в Time Warner: Time Inc., Warner Bros. Entertainment, Time Warner Cable, CNN, HBO, TBS. В текущей отчетности учтены результаты Time Warner Inc. лишь за 16 дней.
Сегмент «Услуги для бизнеса», включающий стационарную и беспроводную связь для юридических лиц, правительственных организаций по всему миру, показал снижение выручки на 5,7% до $18,2 млрд., главным образом, из-за принятия нового стандарта учета доходов. Кроме того, сокращение выручки сегмента обусловлено падением доходов от традиционных услуг фиксированной связи ($5,6 млрд, -20,2%). Снижение доходов от беспроводных услуг (-9,7%), вызванных переходом клиентов на неограниченные планы, также способствовали сокращению выручки. Данное падение доходов было частично компенсировано продолжающимся ростом стратегических услуг (включающие услуги по выделенным интернет-каналам, Ethernet, VoIP, Security Services и VPN). Удержание операционной рентабельности на уровне 22,1% обусловлено автоматизацией процессов и ростом эффективности предоставления услуг, а также принятием новых правил бухгалтерского учета.
Выручка сегмента «Развлекательные и интернет-услуги» (включает в себя доступ к сети Интернет, платное спутниковое телевидение для частных клиентов) снизилась на 8,1% до $23,2 млрд. Количество абонентов-пользователей ШПД в наблюдаемом периоде выросло на 1,1%. В отчетном полугодии компания потеряла около 13% абонентской базы пользователей традиционной стационарной связи. Средняя выручка с абонента по всем направлениям показывала снижение, что привело к падению операционной рентабельности на 0,7 п.п. до 12,0%.
Выручка сегмента «Мобильная связь» (услуги мобильной связи на территории США) упала на 0,1%, составив $29,9 млрд. на фоне уменьшения абонентской базы и выручки на одного абонента. Тем не менее, контроль над расходами и рост количества проданных смартфонов позволили компании избежать провала операционной рентабельности.
Сегмент «Международные услуги», управляющий портфелем развлекательных услуг в странах Латинской Америки и сетью мобильной связи в Мексике, показал рост выручки лишь на 0,5% до $4 млрд. Основной причиной столь скромных результатов по росту выручки, а также скачка операционного убытка сегмента является ослабление валют развивающихся стран.
В итоге операционная прибыль компании снизилась на 1,7% до $12,7 млрд.
В отчетном периоде компанией были зафиксированы чистые финансовые доходы в размере $254 млн против убытков в $1,4 млрд, что было связано с изменением учета пенсионных и других пособий – перенос учета чистой выгоды от инвестиций по пенсионным программам из «операционных доходов и расходов» в «прочие доходы (расходы)».
Эффективная налоговая ставка сократилась с 33,7% до 22,6%, в итоге чистая прибыль выросла на треть до $9,8 млрд.
Отчетность компании вышла несколько хуже наших ожиданий в части уровня операционной рентабельности, а рост прибыли произошел лишь за счет изменения систем учета пенсионных планов.