В ноябре 2012 года, разместив акции на Московской и Лондонской биржах, статус публичной компании получило ОАО «Мегафон» - один из трех крупнейших операторов мобильной связи в нашей стране. В связи с этим мы начинаем аналитическое покрытие этой компании. Мегафон предоставляет услуги мобильной и фиксированной голосовой связи, широкополосного доступа в Интернет (ШПД), реализует устройства для передачи данных и брендированные мобильные телефоны. Для детального анализа сегментов бизнеса компании обратимся к отчетности по МСФО и операционным показателям за 9 месяцев 2012 года. Предоставление услуг мобильной связи и мобильного интернета в структуре выручки оператора занимает 89%. Абонентская база Мегафона на конец сентября 2012 года насчитывала 64,75 млн подключений, 62,8 млн из которых – в России. Остальные абоненты расположены в Абхазии, Южной Осетии и Таджикистане. Средняя выручка от одного абонента в месяц (ARPU) по мобильному сегменту снизилась с 327 рублей в 2008 году до 292 рублей в 2011. При этом четко прослеживается тенденция удешевления минуты разговора. Однако по итогам 9 месяцев прошлого года, ARPU составил 306 рублей, рост произошел за счет увеличения объема предоставляемых VAS-услуг (от англ. Value added services, которые включают мобильную передачу данных, СМС-сообщения, голосовую почту, замену гудка и др.). Основным драйвером роста выручки от этих услуг стала мобильная передача данных, причиной этому послужил выросший рынок смартфонов и планшетных ПК. Мегафон первым среди операторов «большой тройки» начал предоставление услуг связи четвертого поколения. Мы ожидаем, что в 2014 году объем передачи данных через мобильный интернет вырастет в три раза: до 3,6 петабайт. В связи с этим, предполагается, что в ближайшие 2 года ARPU Мегафона от VAS-услуг будет расти не менее чем на 20% в год. Вторым сегментом бизнеса, которым занимается компания, является предоставление услуг фиксированной связи. В отличие от своих конкурентов на рынке мобильной связи: МТС, Вымпелкома и Ростелекома, доля рынка Мегафона довольно низка, так как компания самостоятельно не развивала это направление бизнеса, а лишь приобретала региональных операторов мобильной связи, первые сделки она осуществила в 2010 году. По нашему мнению, в отношении Мегафона здесь нужно говорить не об экспансии, а о стремлении не отставать от конкурентов. Мы ожидаем умеренного роста выручки по этому направлению, так как компания может выиграть от растущего, но приближающегося к точке насыщения рынка фиксированного ШПД; доля в выручке от услуг фиксированной связи составила 6,7% Третьим сегментом бизнеса Мегафона является выручка от продажи мобильных телефонов и оборудования. Выручка по этому направлению составила 9 млрд рублей, продемонстрировав 64%-й рост г/г. Такая впечатляющая динамика связана с развитием Мегафоном собственной сети салонов. Учитывая планы по открытию новых точек продаж, мы ожидаем, что количество собственных салонов оператора составит к 2015 году 2500, а выручка, по сравнению с 2011 годом (8,5 млрд рублей), вырастет втрое. Теперь обратимся к финансовым результатам 9 месяцев 2012 года. Выручка компании по МСФО составила 202 млрд рублей, продемонстрировав рост на 13,5% году к году (г/г). Компания заработала 45,8 млрд рублей операционной прибыли, доля в выручке составила 22,8%, как и год назад. В связи с переменой собственников компании и первой в истории выплатой дивидендов, Мегафон был вынужден нарастить долг, что не замедлило сказаться на чистой прибыли: она составила 25,9 млрд рублей, ROS – 12,9% (33,9 млрд рублей и 19,1% в 2011 году соответственно). Мы ожидаем, что в 2014 году компания превзойдет рекордное значение чистой прибыли 2010 года (49 млрд рублей), наш прогноз - 56 млрд рублей. Акции компании торгуются с коэффициентом P/E 2013 около 11, и в данный момент не входит в число наших приоритетов, так как мы считаем, что на рынке существуют более привлекательные инвестиционные возможности. |