7 0
109 874 посетителя

Блог пользователя arsagera

Блог УК Арсагера

Блог об инвестициях и управлении капиталом, о макроэкономической ситуации. Аналитика по различным эмитентам и отраслям.
03.03.2016, 17:45

Аэрофлот (AFLT) Итоги 2015 г.: операционные успехи затмили чистый убыток

Аэрофлот раскрыл консолидированную финансовую отчетность по МСФО 2015 год.

См. таблицу здесь.

Совокупная выручка авиаперевозчика увеличилась 29,8%, достигнув 415,2 млрд рублей.

В структуре доходов самые высокие темпы роста (+46,2%) показала выручка по соглашениям с авиакомпаниями (роялти) за счет увеличения доходов номинированных в иностранной валюте вследствие ослабления курса рубля.

Доходы от пассажирских перевозок возросли на 30,1% до 350 млрд рублей, что объясняется высокими операционными показателями в сегменте внутренних перевозок на фоне растущего спроса на полеты по России и соответствующего увеличения провозных мощностей. За год пассажиропоток Группы Аэрофлот вырос на 13,4%, а доход с 1 пассажиро-километра увеличился на 17,8%. Выручка от чартерных перевозок при этом снизилась на 59,1% до 6,1 млн руб., что связано со стратегией Аэрофлота по сокращению присутствия в данном рыночном сегменте и с общей рыночной динамикой туристических перевозок.

Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 10,5% несмотря на снижение объема перевозок грузов и почты на 5%, что объясняется ростом доходных ставок в данном сегменте. Драйверами прочей выручки стали доходы от партнеров по программе премирования пассажиров («Аэрофлот Бонус»), увеличившиеся до 10,3 млрд рублей (+33,7%).

Операционные расходы выросли на 20,3% до 371,1 млрд руб. Основным драйвером роста стали затраты на обслуживание воздушных судов и пассажиров, составившие 75,2 млрд рублей (+23,1%), что в основном связано с изменением курса рубля к мировым валютам. По заявлениям компании, без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 8,4%, в основном за счет расширения масштабов деятельности, роста пассажиропотока, а также изменения тарифов на услуги. Отметим скромный рост расходов по основной статье затрат - топливо (+8,2%), что связано с ослаблением курса рубля, а также увеличением объемов перевозок. Без учета эффекта валютного курса расходы на авиационное топливо снизились на 18,8% за счет снижения цен на нефть и реализации мер по повышению топливной эффективности. Расходы на оплату труда выросли на 6,7% - до 55,6 млрд рублей в основном в результате увеличения численности персонала на фоне роста объемов деятельности, а также в результате роста рублевого эквивалента зарплат сотрудников международных представительств Аэрофлота. Существенный рост в абсолютном выражении показали и расходы по операционной аренде, увеличившись на 86,4% до 44,4 млрд рублей в связи с ослаблением курса национальной валюты. Дополнительное влияние оказало расширение парка воздушных судов (чистое увеличение числа воздушных судов в операционной аренде составило 9 самолетов), а также рост ставки LIBOR в течение отчетного периода.

В итоге операционная прибыль компании увеличилась почти в 4 раза, составив 44,1 млрд рублей.

Однако решающий эффект на итоговый результат компании, как обычно, оказали финансовые статьи. Финансовые доходы компании в отчетном периоде составили 15,8 млрд руб., увеличившись более чем в 6 раз, что объясняется положительным эффектом от переоценки производных финансовых инструментов, не учитываемых по правилам хеджирования, а также процентами по депозитам. Финансовые расходы возросли на 32,8% до 37,7 млрд руб., что в основном связано с обесценением займа, выданного «Трансаэро», а также увеличением процентных расходов и реализованным убытком по производным финансовым инструментам, не учитываемых по правилам хеджирования.

И, наконец, ожидаемый убыток от реализации результата хеджирования составил рекордные 23,7 млрд рублей. Напомним, что в 2012 г. Аэрофлот принял программу топливного хеджирования, цены на нефть тогда была на пиковых значениях, когда в 2014 г. она стала быстро дешеветь, этот финансовый инструмент стал систематически приносить компании убытки.

По итогам отчетного периода чистый убыток Группы составил 6,5 млрд руб., что в 2,6 раз ниже убытка прошлого года.

При этом отметим, что большинство «хеджей» Аэрофлота уже закончились в 2015 году, и скорей всего, последние убытки от них компания получит в 1-м квартале текущего года, что на фоне завершения истории с Трансаэро дает шанс рассчитывать на существенное улучшение показателей Группы. Во время телефонной конференции менеджмент отметил, что ожидает в этом году рост пассажирооборота на 14-16%.

С учетом вышесказанного мы скорректировали прогноз финансовых показателей текущего года в сторону повышения. Уже в следующем году мы ожидаем выхода собственного капитала компании в положительную зону.

См. таблицу здесь.

Бумаги Аэрофлота продолжают входить в состав активов наших диверсифицированных портфелей акций.

0 0