Аэрофлот раскрыл консолидированную финансовую отчетность по МСФО за 2019 г.
см. таблицу: https://bf.arsagera.ru/transport/aeroflot/itogi...
Напомним, что с 2019 г. компания применяет стандарт МСФО (IFRS) 16 «Аренда», который отменяет классификацию аренды в качестве операционной или финансовой, как это предусматривалось стандартом МСФО (IFRS) 17, и вместо этого вводит единую модель учета операций аренды для арендаторов. Согласно данной модели Группа признает в финансовой отчетности активы и обязательства в отношении всех договоров аренды со сроком действия более 12 месяцев, за исключением случаев, когда стоимость объекта аренды является незначительной, и учитывает амортизацию признанного актива в форме права пользования объектами аренды отдельно от процентов по арендным обязательствам в составе прибылей или убытков периода. Таким образом, если ранее расходы по операционной аренде учитывались в составе операционных расходов в отчете о прибылях и убытках, то новый стандарт предусматривает учет всей аренды в качестве обязательств в балансовом отчете. При этом были ретроспективно пересчитаны данные за 2018 г.
Общая выручка компании увеличилась на 10,8%, составив 677,9 млрд руб.
Выручка от пассажирских перевозок увеличилась на 11,3% и составила 594,6 млрд руб., на фоне роста пассажирооборота компании на 9,2% и увеличения доходных ставок на внутренних линиях на 6,9%. Доходные ставки на международных линиях снизились на 1,3%. В итоге выручка с 1 пассажиро-километра возросла на 2,1% до 3,81 руб.
Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 2,0%, до 19,2 млрд руб. на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 4,3%.
Прочая выручка увеличилась на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 64,0 млрд руб., что в том числе обусловлено ростом доходов по соглашениям с авиакомпаниями, номинированных в иностранных валютах, и ростом доходов по программам премирования пассажиров.
Операционные расходы росли бOльшими темпами (+12,1%), составив 617,2 млрд руб.
Расходы на авиационное топливо увеличились на 5,0% до 190,9 млрд руб. по причине увеличения объема перевозок и налета часов. Компания не представила более подробных сведений о стоимости топлива. Тем не менее, по нашим расчетам, средняя рублевая цена на керосин незначительно сократилась.
Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 127,2 млрд руб., увеличившись на 17,4%, в основном за счет роста объемов перевозок и увеличения аэропортовых сборов в российских аэропортах.
Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 19,3% до 108,3 млрд руб. Рост данной статьи расходов обусловлен увеличением парка воздушных судов Группы в течение 12 месяцев. После внедрения стандарта МСФО (IFRS) 16 амортизационные отчисления стали одной из наиболее значимых статей в составе операционных расходов в связи с учетом всех воздушных судов на балансе.
Расходы на оплату труда увеличились на 12,4% до 92,4 млрд руб. по причине роста численности летного состава на фоне развития операционной деятельности.
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 29,2% до 30,6 млрд руб., что главным образом связано с увеличением объемов работ по техническому обслуживанию в связи с ростом налета часов и ослаблением рубля.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 7,1% до 30,6 млрд руб., что связано в основном с ростом операционной деятельности.
Расходы по аренде составили 8,1 млрд руб. и включают расходы по краткосрочной аренде, переменным арендным платежам и аренде объектов с низкой стоимостью, которые в соответствии со стандартом МСФО (IFRS) 16 не признаются в качестве обязательств и активов Группы на балансе.
В итоге операционная прибыль компании осталась на уровне предыдущего года, составив 60,7 млрд руб.
В блоке финансовых статей финансовые доходы снизились на 19,5% до 5,5 млрд руб., что связано с уменьшением процентных доходов по банковским депозитам.
Финансовые расходы снизились на 59,5% до 52,0 млрд руб., что в основном связано с тем, что в 2018 году не применялось хеджирование выручки валютными обязательствами по отношению к обязательствам по лизингу, ранее классифицированному как операционному. Таким образом, «бумажная» курсовая переоценка всей суммы обязательств по операционной аренде была отражена в финансовых расходах вследствие роста курса доллара США в течение 2018 года.
В итоге чистая прибыль компании составила 13,5 млрд руб. против внушительного убытка годом ранее. Без учета единовременного эффекта от переоценки обязательств по операционной аренды в 2018 г. скорректированная чистая прибыль Аэрофлота выросла с 8,7 млрд руб. до 13,5 млрд руб. (+55,9%). Значительное изменение испытал собственный капитал компании: по состоянию на конец 2019 г. он составил -1,7 млрд руб. против -63,5 млрд руб. годом ранее.
С точки зрения полученной чистой прибыли отчетность вышла несколько хуже наших ожиданий: точный прогноз выручки вкупе с улучшением по финансовым статьям был нивелирован более стремительным ростом расходов по двум ключевым направлениям: расходам на авиатопливо и на обслуживание воздушных судов. С учетом заработанной прибыли и ожидаемой 50-процентной нормы отчислений на дивиденды выплаты на акцию могут составить около 6,4 руб.
И без того являющийся непростой задачей прогноз финансовых показателей Аэрофлота, заметно усложнился с учетом тенденций в авиаперевозках, наблюдаемых в первом квартале 2020 г. Сама компания не представила свои оценки влияния замедления деловой активности на собственные финансовые показатели текущего года.
До публикации отчета за первый квартал и сведений об объемах и формах анонсированной господдержке мы планируем исходить из более консервативных ожиданий финансовых результатов. Мы существенно снизили свой прогноз чистой прибыли на текущий и последующие два года, внеся не слишком сильные изменения в линейку ожидаемых чистых прибылей на период 2023-25 гг.
Мы по-прежнему отмечаем, что перспективы роста финансовых показателей компании находятся в серьезной зависимости от мер по господдержке, среди которых - компенсация топливных расходов на постоянной основе, а также сдерживание роста стоимости услуг в отечественных аэропортах.
см. таблицу: https://bf.arsagera.ru/transport/aeroflot/itogi...
На данный момент бумаги «Аэрофлота» продолжают входить в наши диверсифицированные портфели акций.
___________________________________________
Подробнее о выборе акций, расчете потенциальной доходности и принципах формирования и управления портфелем читайте в книге «Заметки в инвестировании»: http://arsagera.ru/kuda_i_kak_investirovat/knig...