В одной из предыдущих статей мы рассмотрели прикладное значение метода DCF (discounted cash flow) для оценки стоимости бизнеса. В этом материале мы подробно остановимся на другом методе оценки бизнеса — методе сравнительных коэффициентов (сравнительных мультипликаторов).
Суть данного метода заключается в проведении сравнительной оценки инвестиционной привлекательности компаний при помощи специальных финансовых коэффициентов (или как их еще называют — мультипликаторов). Инвестиционно привлекательными считаются те компании, у которых коэффициенты ниже среднеотраслевых. Если коэффициент компании выше среднеотраслевого значения, то такая компания считается переоцененной.
Метод сравнительных коэффициентов предполагает, что в выявленных недооцененных компаниях разрыв между их значениями мультипликаторов и средними значениями будет сокращаться и по динамике стоимости акций они окажутся лучше других (то есть, либо будет быстрее расти капитализация, либо она будет медленнее падать). Также сокращение разрыва между уровнями коэффициентов возможно и за счет улучшения показателей основной деятельности, что влияет на рост прибыли компании и, как следствие, ее капитализации.
Коэффициенты соотносят стоимость компании с различными показателями бизнеса. В рассматриваемых нами коэффициентах в числителе находится капитализация компании (P), а в знаменателе один из показателей деятельности бизнеса — прибыль (E), выручка (S), балансовая стоимость (BV), свободный денежный поток (FCF), отраслевые показатели, например, запасы нефти (PR).
Рассмотрим использование метода сравнительных коэффициентов на примере двух компаний нефтедобывающей отрасли.