Нефть и нефтепродукты в России (обзор рынка) В глобальном масштабе спрос на продукцию нефтяной отрасли достаточно стабилен, снижения спроса не наблюдалось даже в острую фазу финансового кризиса в 2008-2009 годах. 51% спроса на нефть — это спрос как на топливо для автомобилей. Хотя сейчас в мире выпускают автомобили с все более и более экономичными двигателями, снижения спроса на нефть в этой связи не предвидеться. Наоборот, все прогнозы говорят о том, что в перспективе ближайших лет и даже десятилетий спрос на нефть будет стабильно увеличиваться. С точки зрения будущего спроса на нефть ситуация для нефтяных компаний в России еще более радужная, чем в мире. В связи с продолжающимся ростом автомобилизации, спрос на нефтепродукты (в частности на бензин) в России будет расти гораздо более высокими темпами, чем в мире. При этом уже сейчас нефтяная отрасль России функционирует на пределе своих производственных возможностей. Планы на будущее: как отрасль планирует свое развитие, участие государства. Новые месторождения: потенциал и перспективы. Модернизация нефтегазовой отрасли России. Все ныне функционирующие крупные месторождения были введены в эксплуатацию еще в советские время и сейчас добыча на них неуклонно снижается. Так, например, на крупнейшем российском месторождении Саматлор добыча нефти снизилась со 150 млн. т. в 1975-1981 гг. до 25 в 2011. С 1980-х годов крупных месторождений в эксплуатацию не вводилось, не говоря уже о том, что начиная с 1990-х было не до новых месторождений, а инвестиции в геологоразведку практически прекратились. Последние годы нефтяным компаниям приходится прикладывать значительные усилия для того, чтобы уровень добычи не начал снижаться. Как следствие, уровень добычи нефти и, что еще важнее, ее переработки остается на постоянном уровне, при постоянно увеличивающемся спросе. В прошлом году такая ситуация привела к первому топливному кризису в нашей стране, когда спрос на бензин превысил объем его поставок на внутренний рынок нашими нефтяными компаниями. В результате правительство ввело запретительные пошлины на экспорт бензина, но поскольку экспорт бензина составляет всего около 10% его потребления внутри страны, а автомобилизация страны растет стремительными темпами, то эта мера отодвинет проблему во времени всего на несколько лет. Это очень хороший пример того, насколько близко мы подошли к пределу производственных возможностей в нефтегазовой отрасли. Сейчас перед отраслью стоит две основные задачи, которые определяют перспективы отрасли в целом и отдельных компаний в частности: 1. Ввод в эксплуатацию новых месторождений, чтобы поддерживать объемы добычи нефти на текущих уровнях и не допустить их снижения 2. Повысить степень переработки нефти и объем выхода светлых нефтепродуктов (по этому показателю Россия существенно отстает от прочих нефтедобывающих стран и стран с развитой экономикой). Что касается первой задачи т.е. поддержания текущих объемов добычи нефти, то она связана с вводом в эксплуатацию таких месторождений как Ванкор (добыча уже осуществляется), м-е Требса и Титова (СП Башнефти и ЛУКОЙЛа) и м-е Филановского (ЛУКОЙЛ), начало добычи на которых запланировано на 2014 год. Плюс большие надежды возлагаются на шельфовые месторождения (Каспий, Черное море, Арктика – основные претенденты на освоение шельфа: Газпром, Роснефть, а так же ЛУКОЙЛ, ТНК-BP и Газпром нефть, в случае если будет принято решение о допуске к разработке шельфа частных компаний). Но стоит заметить, что освоение шельфовых месторождений дело отдаленного будущего, как из-за больших капиталовложений, так и из-за того, что освоение этих месторождений возможно только в партнерстве с иностранными компаниями, поскольку отечественные в настоящее время не обладают необходимыми технологиями. Более того, для освоения шельфа необходимо создание обширной инфраструктуры, что под силу только при непосредственном участии государства. Справедливости ради необходимо отметить, что некоторые инфраструктурные проекты, необходимые для развития шельфовой добычи уже прорабатываются. Второй не менее важной, но менее трудо- и капиталоемкой задачей, стоящей перед отраслью, является повышение степени переработки нефти и увеличение доли выхода светлых нефтепродуктов. Здесь правительство с помощью новой налоговой схемы «60-66» пытается стимулировать компании к более глубокой переработке нефти и экспорту из страны не сырой нефти, а продуктов глубокой нефтепереработки с высокой добавленной стоимостью. Схема «60-66» заключается в снижении экспортных пошлин на нефть с одновременным повышением экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты, а с 2015 года планируется ввести запретительные пошлины на экспорт темных нефтепродуктов (сырье для производства продуктов глубокой нефтепереработки). Поскольку квоты на экспорт нефти фиксированы то нефтяные компании не могут нарастить экспорт нефти за счет сокращения экспорта нефтепродуктов. Фактически чтобы успешно функционировать после 2015 года, когда будет введена заградительная пошлина на экспорт темных нефтепродуктов, компаниям приходится инвестировать дополнительные доходы, полученные от снижения пошлин на экспорт нефти, в модернизацию и расширение своих НПЗ, чтобы к 2015 году экспортировать не сырье в виде темных нефтепродуктов, а фактически потребительские товары (в виде светлых нефтепродуктов). От схемы «60-66» выиграли те компании, у которых объемы добычи нефти превышают объемы переработки. Среди наиболее выигравших компаний можно выделить Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз. Положительный эффект для этих компаний составляет порядка 7-8% увеличения EBITDA. Среди «проигравших» находятся те компании, у которых объемы переработки превышают объемы добычи – это прежде всего Татнефть и Башнефть. |