Консолидированная выручка OR GROUP показала снижение на 24,4% до 8,2 млрд руб. В отчетном периоде компания продолжила реализовать программу закрытия наименее рентабельных точек продаж, отразив сокращение числа магазинов сети на 10,6% до 751, из которых 574 (-91 шт.) – собственные, 177 (+2 шт.) – магазины, открытые по франшизе. На фоне сокращения торговой площади собственных магазинов на 12,2% также произошло падение выручки с 1 м2 торговой площади на 13,0% до 67 тыс. руб. При этом доля маркетплейса в структуре выручки розничной торговли увеличилась с 26,9% до 53,4%, достигнув 1,9 млрд руб. В результате снижение общих доходов от розничной реализации составило 21,5% (3,6 млрд руб.). Еще большими темпами (-26,9%) упала выручка от оптовой реализации, составившая 2,6 млрд руб.
Несмотря на общую отрицательную динамику в сегменте, комиссионные доходы от пунктов выдачи онлайн-заказов, расположенных в торговых помещениях компании, показали почти двукратный рост с 66,0 млн руб. до 125,0 млн руб. на фоне увеличения числа ПВЗ на 55,6% до 3 597 шт. Тем не менее интернет-продажи показали небольшое снижение доходов до 861,0 млн руб. (-4,4%).
Отметим также результаты деятельности по выдаче денежных микрозаймов: доходы снизились на 25,8% до 2,1 млрд руб. на фоне снижения средней суммы выданного займа на 24,1 % (с 24,9 до 18,9 тыс. руб.) и портфеля — на 44,6%.
Операционные расходы сократились на 10,0% до 7,2 млрд руб. Компании удалось существенно снизить операционные затраты в части с себестоимости до 3,6 млрд руб. (-19,1%) чему способствовало закрытие менее рентабельных точек продаж. Коммерческие и административные затраты увеличились на 1,5% до 3,6 млрд руб., главным образом, на фоне увеличения затрат на персонал.
Одним из важнейших элементов представленной отчетности стало формирование резерва под обесценение запасов в размере 4,7 млрд руб., вызванного реализацией большей части ассортимента со скидками до 70%. В итоге операционный убыток компании составил 3,9 млрд руб. против прибыли 1,9 млрд руб. годом ранее.
Процентные расходы компании увеличились с 1,3 млрд руб. до 1,4 млрд руб. на фоне небольшого сокращения долга (до 12,8 млрд руб.) и удорожания стоимости его обслуживания роста. В результате компания зафиксировала чистый убыток, составивший 4,2 млрд руб., против прибыли в 526,0 млн руб. годом ранее.
Ключевым моментом, определяющим дальнейшие перспективы компании, являются переговоры с кредиторами по программе реструктуризации долговых обязательств и(или) их конвертации в капитал. Также отметим, что в мае 2022 года один из крупнейших кредиторов компании – Промсвязьбанк - подал иск в Арбитражный суд Москвы к структурам OR Group с требованием взыскать 580 млн руб.
По итогам вышедшей отчетности мы понизили прогноз собственного капитала компании на текущий год, отразив ожидаемое создание резервов под обесценение запасов. Мы временно не приводим расчет потенциальной доходности акций компании до завершения переговоров о реструктуризации задолженности.
На данный момент акции компании торгуются с P/BV 2022 около 0,1 и продолжают входить в состав наших диверсифицированных портфелей акций «второго эшелона».
Меньшее количество сегментов улучшает общую рентабельность бизнеса
Компания QIWI plc раскрыла консолидированную отчетность по МСФО за 1 кв. 2022 года. Отметим, что представленные за текущий и сопоставимый период прошлого года данные не включают в себя результаты ранее выбывших сегментов (Consumer Financial Services, Rocketbank, Точка).
Совокупная выручка компании сократилась на 5,2% до 9,7 млрд руб. Напомним, что компания раскрывает финансовые показатели в разрезе сегментов, предоставляя информацию о скорректированной выручке (за вычетом себестоимости).
После изменения корпоративного контура компании фактически единственным операционным сегментом остался Payment Services, в рамках которого компания предоставляет клиентам как виртуальные платежные решения через QIWI Кошелек, так и физические – через терминалы. Объем платежей, осуществленных через инфраструктуру QIWI, в отчетном периоде составил 356,5 млрд руб., сократившись на 7,1% в связи с закрытием ЦУПИС (Центр учета переводов интерактивных ставок) и связанных с ним эквайринговых услуг.
Рост выручки сегмента до 5,7 млрд руб. (+18,6%) в основном был обусловлен улучшением доходности чистой выручки и увеличения прочей чистой выручки за счет более высокого процентного дохода. Скорректированная чистая прибыль этого сегмента возросла на 22,1%, составив 3,0 млрд руб.
Сегмент Corporate and Other показал рост выручки на 64,4% до 656 млн руб. за счет дальнейшего расширения портфеля банковских гарантий и факторинга, разработки новых продуктов (ROWI), а также роста числа клиентов и поставщиков трафика, использующих платформу и маркетинговые услуги Flocktory, а также роста среднего чека.
Среди прочих моментов отчетности отметим отрицательный нетто результат по курсовым разницам, составивший 441,0 млн руб. В итоге скорректированная чистая прибыль компании выросла на 12,9% до 2,3 млрд руб.
Компания не предоставила свой прогноз по финансовым показателям на текущий год, равно как и подтверждения текущей дивидендной политики (не менее 50% от чистой прибыли).
Среди прочих моментов отметим планы компании по выкупу собственных акций (расписок), которые, однако, не предполагается впоследствии гасить. Ожидается, что компания может выкупить до 10% находящихся в обращении акций.
По итогам вышедшей отчетности мы не стали вносить серьезных изменений в прогнозные показатели текущего года, несколько увеличив наши ожидания по прибыли за пределами 2023 г. В результате потенциальная доходность расписок компании незначительно возросла.
Общая выручка компании увеличилась на 76,8%, составив $25,7 млрд. Столь сильная динамика доходов была вызвана значительным ростом выручки по направлению вакцин. Напомним, что Pfizer совместно с немецкой BioNTech разработала вакцину от коронавируса, поставляемую в США, ЕС и ряд других стран. В отчетном периоде доходы от продажи вакцин подскочили более чем в 3 раза, составив $14,9 млрд, из которых $13,2 млрд пришлось на продажу вакцины от коронавируса.
Среди прочих статей доходов отметим увеличение выручки от продаж таких препаратов как Prevnar family, (вакцина против пневмококковой инфекции), Vyndaqel/Vyndamax (лечение транстиретинового амилоидоза с кардиомиопатией), Eliquis (предотвращение образования тромбов), а также рост доходов в сегменте госпитальной терапии из-за начала использования препарата Paxlovid, предназначенного для лечения и облегчения течения COVID-19. Указанный рост был частично компенсирован снижением продаж препаратов Enbrel и Xeljanz (лечение ревматоидного артрита), Sutent (противоопухолевый препарат).
В географическом разрезе 35% выручки пришлось на американский рынок и 65% - на другие страны.
Операционные расходы компании прибавили 63,8% и составили $16,1 млрд.
Себестоимость продаж выросла более чем в два раза до $10 млрд вследствие повысившихся отчислений роялти по вакцине BNT162b2 в пользу BioNTech, что было частично компенсировано благоприятным изменением валютных курсов.
Коммерческие и административные расходы сократились на 6,6% до $2,6 млрд на фоне снижения затрат на корпоративные функции.
Расходы на НИОКР увеличились на 15,4% до $2,3 млрд вследствие увеличения инвестиций в многочисленные клинические программы на поздней стадии, а также роста дополнительных расходов на программы профилактики и лечения COVID-19.
Прочие статьи операционных расходов обеспечили $350 млн убытка против прибыли $1 млрд годом ранее на фоне отрицательной переоценки по долевым ценным бумагам в отчетном периоде.
В итоге чистая прибыль от продолжающейся деятельности выросла на 61,2% до $7,9 млрд.
Дополнительно отметим, что в отчетном периоде компания потратила на выкуп собственных акций $2 млрд, а также выплатила дивиденды на сумму $2,2 млрд, вернув акционерам свыше половины заработанной прибыли.
В текущем году компания ожидает доходы в размере $98-102 млрд, при этом размер скорректированной чистой прибыли на акцию составит от $6,25 до $6,45.
По итогам вышедшей отчетности мы незначительно подняли прогноз финансовых показателей на текущий год, одновременно скорректировав в сторону понижения прибыль последующих лет, что связано с ожидаемым снижением доходов от продажи вакцины и препарата для лечения COVID-19 по мере стабилизации эпидемиологической обстановки. В результате потенциальная доходность акций компании снизилась.