Реакция участников фондового рынка на последние политические события напомнила о давно забытых ощущениях. За последние десять лет мы подзабыли, как может политика влиять на котировки. Те, кто работал на фондовом рынке в конце девяностых, очень хорошо помнят фактор «БНЕ». А многие, кто пришел на фондовый рынок позже, даже и не знают, что это такое. «Политические риски выросли» – спорное утверждение. Ситуация не изменилась 4 декабря. Она просто из скрытой формы перешла в открытую. Это как с нарывом: пока он не прорвался, не ясны его масштабы. Всех напугал масштаб этого нарыва, и, естественно, многие заговорили о росте политических рисков. Но как это ни парадоксально звучит, когда ситуация стала явной, риски скорее снизились, и появилась надежда на улучшение текущей ситуации.
Ключевой политический риск в России – это коррупция. Причем, коррупция коррупции рознь. В конце концов, гаишники, массово берущие взятки, взамен худо-бедно обеспечивают безопасность на дорогах и тратят эти взятки «внутри» российской экономики.
Коррупция, связанная с реализацией крупных государственных проектов, куда хуже. Там миллиарды долларов разворовывает незначительная кучка людей и выводит их на Запад. Самый лучший подарок, который Запад сможет сделать для борьбы с коррупцией в России, – это расширить список Магнитского на всех российских чиновников высшего и среднего звена и членов их семей в части открытия счетов в банках и покупки недвижимости. Но мы вряд ли дождемся такого подарка. Несмотря на упреки, она (наша коррупция) их очень даже устраивает. К нам «табунами» приходят швейцарские приват-банкиры и обещают щедрые комиссионные, если мы посоветуем своим клиентам их банк для размещения денег на депозиты (от $1 млн) – это характеризует масштабы вывода денег.
Все эти риски воровства и коррупции уже с лихвой отражаются в аномально низкой стоимости российских акций. Аналогичные по финансовым показателям компании в остальных странах БРИКС стоят в разы дороже.
Дальнейшее будет зависеть от реакции власти на эту проблему. Если закрыть на нее глаза, ситуация будет усугубляться. В любой семье, где человек работает на госпредприятии или в компании с госучастием, любимая тема кухонных посиделок: «как ворует руководство на их предприятии». А так как в госсекторе задействовано 50% населения, об этом знают и остальные 50%. Чем может закончиться такая слепота? Мы все видели «арабскую весну». Что-то подсказывает, что власть не устраивает такое развитие событий. Да и людей тоже.
Это оставляет надежду на то, что проблема будет решаться. Главное, чтобы те, кто принимает решение, помнили: действие рождает противодействие. Вспомните, как мы все негодуем, когда видим нечестное циничное судейство в отношении любимой футбольной команды. По настоящему сильные люди не боятся признать свои ошибки, а это вызывает уважение.
Будем исходить из того, что во власти находятся далеко не глупые люди, и им прекрасно известны реальные результаты выборов. И надеяться на то, что власть адекватно отреагирует на «открывшуюся» для них ситуацию и будет противодействовать самой главной угрозе национальной безопасности – коррупции. Если эти усилия дадут результаты, то и страна, и экономика, и фондовый рынок будут чувствовать себя хорошо. В результате таких действий политические риски снизятся. А текущая ситуация дает такой шанс.
Если этот шанс не используют, то риски останутся такими же, как и были до 4 декабря. Просто их реальный уровень станет более понятным для всех. Если вы считаете, что текущая ситуация приведет только к беспорядкам и революции, тогда вместо акций лучше покупать тушенку и средства самозащиты.