Аэрофлот раскрыл консолидированную финансовую отчетность по МСФО за 1 полугодие 2019 г.
См. таблицу: https://bf.arsagera.ru/transport/aeroflot/itogi_1_pg_2019_g_ubytki_vzyali_kurs_na_sokrawenie/
Напомним, что с 2019 г. компания применяет стандарт МСФО (IFRS) 16 «Аренда», который отменяет классификацию аренды в качестве операционной или финансовой, как это предусматривалось стандартом МСФО (IFRS) 17, и вместо этого вводит единую модель учета операций аренды для арендаторов. Согласно данной модели Группа признает в финансовой отчетности активы и обязательства в отношении всех договоров аренды со сроком действия более 12 месяцев, за исключением случаев, когда стоимость объекта аренды является незначительной, и учитывает амортизацию признанного актива в форме права пользования объектами аренды отдельно от процентов по арендным обязательствам в составе прибылей или убытков периода. Таким образом, если ранее расходы по операционной аренде учитывались в составе операционных расходов в отчете о прибылях и убытках, то новый стандарт предусматривает учет всей аренды в качестве обязательств в балансовом отчете.
Общая выручка компании увеличилась на 17,2%, составив 311 млрд руб.
Выручка от пассажирских перевозок увеличилась на 16,9% и составила 272 млрд руб., на фоне роста пассажирооборота компании на 14% и увеличения доходных ставок на внутренних линиях на 6,8%. Доходные ставки на международных линиях остались на прошлогоднем уровне. В итоге выручка с 1 пассажиро-километра возросла на 2,8%.
Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 6,8%, до 8,7 млрд руб. на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 5%.
Прочая выручка увеличилась на 22,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 31 млрд руб., что в том числе обусловлено ростом доходов по соглашениям с авиакомпаниями, номинированных в иностранных валютах, и ростом доходов по программам премирования пассажиров.
Операционные расходы росли бOльшими темпами (+19,5%), составив 296,8 млрд руб.
Расходы на авиационное топливо увеличились на 19%, составив 92,7 млрд руб. Свою лепту в такой результат внесли как повышение средних рублевых цен на авиатопливо (на 4,5%), так и увеличение объема перевозок и налета часов.
Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 61,2 млрд руб. (+25,8%), в основном за счет роста объемов перевозок и увеличения аэропортовых сборов в российских аэропортах. Дополнительное влияние на данную статью расходов оказал рост объема услуг сторонних организаций по обслуживанию рейсов авиакомпании «Аэрофлот» в аэропорту Шереметьево после перевода внутренних рейсов в новый Терминал B.
Расходы на амортизацию и таможенные пошлины составили 53,7 млрд руб. (+29,2%), что обусловлено увеличением парка воздушных судов. Отметим, что после внедрения стандарта МСФО (IFRS) 16 расходы на амортизацию становятся одной из наиболее значимых статей операционных расходов в связи с учетом всех воздушных судов на балансе.
Расходы на оплату труда составили 44,8 млрд руб., увеличились на 8,5%, что объясняется прежде всего увеличением численности летного состава для обеспечения развития Группы.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 8,5% до 14,2 млрд руб. Компания продолжает строгий контроль над непроизводственными расходами.
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 38,5% до 14 млрд руб. Влияние на данную статью расходов оказало увеличение объемов работ по техническому обслуживанию в связи с ростом налета и программы полетов, а также девальвация рубля.
В итоге на операционном уровне прибыль компании сократилась на 16,2% до 14,6 млрд руб.
Чистые финансовые расходы снизились на 53,8% до 25,1 млрд руб., что связано с отсутствием убытка от курсовых разниц в отчетном периоде. В то же время компания отразила в своей отчетности убыток от реализации результата хеджирования, который составил 1,3 млрд руб. (-55,2%) и был обусловлен реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте. При этом отметим рост процентных платежей на фоне увеличения парка воздушных судов.
В итоге чистый убыток Группы «Аэрофлот» составил 8,8 млрд руб., что на 71,1% ниже чем годом ранее.
Основная часть парка компании находится в операционной аренде, поэтому применение стандарта МСФО (IFRS) 16 существенно повлияло на финансовые результаты и акционерный капитал Аэрофлота, сделав его отрицательным еще по итогам 1 кв. 2019 г.
Мы ожидаем, что в положительную зону собственный капитал сможет выйти к 2021 году, в том числе засчет продажи квазиказначейского пакета акций компании, о чем свидетельствуют заявления менеджмента о реализации этих акций по привлекательной цене.
По итогам отчетности мы повысили наш прогноз по чистой прибыли компании на текущий год на фоне стабилизации цен на рынке керосина. В последующие годы прогноз чистой прибыли несколько снизился из-за меньших темпов роста доходных ставок.
См. таблицу: https://bf.arsagera.ru/transport/aeroflot/itogi_1_pg_2019_g_ubytki_vzyali_kurs_na_sokrawenie/
В настоящий момент акции компании торгуются исходя из P/E 2019 в районе 8,7 и продолжают входить в наши диверсифицированные портфели акций.
___________________________________________
Подробнее о выборе акций, расчете потенциальной доходности и принципах формирования и управления портфелем читайте в нашей книге об инвестициях |