Автомобильный рынок оказался в числе наиболее пострадавших секторов экономики в России: падение составило 56% за первые девять месяцев 2022 года. По итогу года снижение может достичь 58–60%. Внутреннее производство автомобилей в России за девять месяцев 2022 года также оказалось на 65,9% ниже прошлогоднего результата.
📈 Как изменились цены
На этом фоне цены на новые автомобили повысились в среднем на 19% с начала года. В сегменте подержанных автомобилей рост цен за это время составил 59%. Объем выданных автокредитов на новые машины за первые девять месяцев этого года сократился к уровням прошлого года на 30–50% в зависимости от региона. В сентябре снижение выдачи автокредитов ускорилось и сократилась в годовом сопоставлении на 58%.
🧐 Почему может быть хуже
Из-за возросшей неопределенности в отношении будущих экономических перспектив население откладывает крупные покупки и предпочитает сберегательную модель поведения. Это еще больше усугубляет проблемы автомобильной отрасли, в которой в общей сложности работает около 600 тыс. человек с учетом сегмента автопродаж. Но, несмотря на низкий спрос, цены не снижаются, поскольку дефицит и желание дилеров при низком спросе продать подороже то, что есть в наличии, является предопределяющим фактором в формировании стоимости.
📑 Что планируется сделать
Несмотря на желание правительства стимулировать отрасль, на это могут потребоваться годы. Повысить спрос могло бы снижение ввозных пошлин и НДС на переходный 2–3-летний период, которые сегодня могут составлять 30–40% от стоимости импортного автомобиля. Однако в условиях предстоящего трехлетнего дефицита бюджета этот шаг также кажется крайне маловероятным.
🔮 Что может быть дальше
В некотором смысле в российском автопроме сложилась самоподдерживающаяся модель коллапса: потребители откладывают крупные покупки в ожидании снижения цен и улучшения экономических перспектив, а автопроизводители не спешат выходить на новый для себя рынок и вкладываться в создание фабрик до восстановления спроса.
Так что в перспективе ближайших двух лет мы по-прежнему продолжим наблюдать дефицит автомобилей и падение продаж одновременно, пока не появится какой-либо триггер для смены настроений на рынке.