Концерн Daimler AG раскрыл консолидированную финансовую отчетность за первые шесть месяцев 2017 года.
Совокупная выручка немецкой компании выросла на 8,5% - до €80 млрд. Обратимся к финансовым показателям по каждому сегменту. Отметим, что в таблицах будут приведены показатели сегментной выручки и оптовых продаж автомобилей с учетом внутригрупповой реализации.
Сегмент «Легковые автомобили», на который приходится 58% выручки и 74% объема реализации в количественном исчислении всей компании, продал в отчетном периоде 1,16 млн автомобилей (+11,5%). Локомотивами увеличения продаж являлись модели – E-класса и внедорожники. Наиболее динамично росли продажи легковых автомобилей Daimler в Китае (+35%), и в Азии в целом (+26%) на фоне скромных изменений объемов продаж на рынке Европы в целом (+7%), а также Германии (+4%); реализация в США упала на 5%. Выручка составила €46,3 млрд (+10%). Операционная прибыль выросла на 65,3% до €4,6 млрд, главным образом, из-за увеличения объемов продаж, позитивного влияния курсовых разниц, а также отсутствия убытков, связанных с подушками безопасности Takata и переоценкой запасов, присутствовавших годом ранее.
Сегмент «Тяжелые грузовики» в рассматриваемом периоде показал снижение объемов продаж на 1,6%, главным образом, из-за падения реализации в регионе NAFTA (США, Мексика и Канада) на 7%. Продажи в Европе показали рост на 6%, в том числе в Германии (+5%), было зафиксировано восстановление продаж в Индонезии (+31%). Выручка сегмента выросла на 0,6%, до €17 млрд, операционная прибыль выросла на 6,5%, до €1,2 млрд. Увеличение средней цены грузовика в рассматриваемом периоде положительно отразилось на уровне операционной рентабельности. Кроме того, в первом полугодии 2017 года компания продала часть недвижимости дочернего предприятия Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation в городе Кавасаки (Япония), что вкупе с изменениями валютных курсов увеличило операционную рентабельность с 6,7% до 7,1%.
Сегмент «Малотоннажные грузовики» показал рост объемов продаж (+7,9%) на фоне снижения средней цены за проданный автомобиль (-6,4%), что привело к увеличению выручки лишь на 1%. Наиболее динамично росли продажи малотоннажных грузовиков Daimler в Китае (+87%), и в Азии в целом (+64%). В Латинской Америке (кроме Мексики) зафиксирован рост 42%, на фоне скромных изменений объемов продаж на рынке Европы в целом (+6%), а также Германии (+5%). Реализация в регионе NAFTA (-6%), в том числе США (-5%), показала снижение. Отрицательное влияние на операционную прибыль оказали более высокие расходы за счет авансовых платежей на новые технологии и будущие продукты. Операционная прибыль выросла лишь на 1,9% до €715 млн из-за положительного влияния валютных курсов и увеличения продаж автомобилей.
Сегмент «Автобусы» также испытывал влияние разнонаправленных тенденций. Рост объемов продаж (+9,6%) и сокращение средней цены за проданный автобус (-4%) привело к росту выручки (+5,2%) и снижению операционной рентабельности на 0,2 п.п. – до 6,3%. Наибольший рост продаж автобусов был зафиксирован в Мексике (+52%), Азии (+36%), странах Латинской Америки кроме Мексики (+14%), в том числе в Бразилии (+8%). Противоположная динамика была зафиксирована по Европе (-6%) и остальному миру (-24%).
Деятельность сегмента «Финансовые услуги», главным образом, объединяет кредитование, страхование и лизинг, а доходы напрямую связаны с ростом объема продаж Группы. Операционная прибыль составила €1 млрд (+14,8%), что, главным образом, было обусловлено поглощениям старейшей европейской лизинговой компании – Athlon Car Lease International. Таким образом, итоги 1 полугодия 2017 года и 1 полугодия 2016 года не являются сопоставимыми. Операционная рентабельность составила 8,8 %.
В итоге операционная прибыль компании выросла на 37% до €6,8 млрд.
Нельзя не отметить довольно высокую долговую нагрузку компании, что объясняется деятельностью сегмента «Финансовые услуги». Львиная доля всего долга приходится рефинансирование лизинга и кредитования, на конец первого полугодия 2017 года компания имела лизинговых и кредитных контрактов на общую сумму €134,2 млрд.
В первом полугодии компания зафиксировала прибыль по методу долевого участия в инвестициях, главным образом, от Beijing Benz Automotive Co., Ltd. (BBAC) – совместного предприятия китайского холдинга BAIC Motor и Daimler AG, в размере €1 млрд против €9 млн убытка годом ранее.
Эффективная налоговая ставка выросла с 26,7% до 30%. Это обусловлено тем, что доходы от инвестиций в акционерный капитал, частично не облагаются налогом. Поскольку в первой половине 2016 года компания отразила прибыль по инвестициям в акции Renault и Nissan, которая не облагались налогом, то и эффективная налоговая ставка была ниже. В итоге чистая прибыль за полугодие выросла на 36% и составила €5,1 млрд.
По итогам 2016 года компания уже заплатила дивиденды в размере 3,25 евро на одну акцию, что, исходя из котировок акций перед выплатой дивидендов, составляло 4,5% дивидендной доходности. В дальнейшем мы прогнозируем рост дивидендов к 4,49 евро на акцию к 2021 году.
После выхода отчетности мы несколько повысили наш прогноз чистой прибыли на будущие годы ввиду пересмотра уровня операционной рентабельности сегмента «Легковые автомобили» в сторону увеличения.
Если говорить о будущих результатах компании, то мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе Daimler AG будет способна зарабатывать чистую прибыль в диапазоне €10-12 млрд. Акции компании обращаются с мультипликаторами P/BV 2017 около 1 и P/E 2017 около 6,5 и входят в число наших приоритетов.
___________________________________________
Подробнее о выборе акций, расчете потенциальной доходности и принципах формирования и управления портфелем читайте в книге «Заметки в инвестировании» в разделе «Управление капиталом»
Дивизион, который приносит Группе львиную долю выручки (89%) – автомобильный сегмент – показал рост продаж на 5 %. Реализация бренда BMW выросла на 5,2%, Mini – на 3,6%, а Rolls-Royce, наоборот, снизилась на 6,5%. При этом средняя цена проданного автомобиля в рассматриваемом периоде практически не изменилась (-0,2%). Снижение реализации Rolls-Royce произошло, главным образом, из-за сокращения продаж в США и на Ближнем Востоке.
Наиболее динамично росли продажи автомобильных брендов BMW в Китае (+18,5%) и в Азии в целом (+15%) на фоне скромных изменений объемов продаж на рынке Европы в целом (+2,2%), а также Великобритании (+2,3%), и даже снижения – Германии (-2,5%) и США (-4,1%).
Тройка наиболее продаваемых моделей BMW – третья и пятая серии, а также BMW X1. Среди автомобилей Mini - MINI Hatch (3- и 5-дверные). В первом полугодие текущего года более 60%-й доли от всех проданных Rolls-Royce составляли модели Wraith/Dawn, показавшие незначительные изменения продаж (-2,7%) в противовес более серьезному падению выручки по модели Phantom (-55,1%).
Стоит отметить, что в отчетном периоде электрифицированные модели BMWi, MINI ELECTRIC и гибридные iPerformance в сумме показали почти двукратный рост продаж и достигли 42,6 тыс. электрокаров за полугодие.
Несмотря на сложную конкурентную среду и возросшие затраты на исследования и разработки, а также рост расходов на персонал, операционная прибыль выросла до €4,1 млрд (+4,3%). Рентабельность сегмента снизилась на 0,1 п.п. до 9,4%, оставаясь в целевом диапазоне 8-10%.
В сегменте по производству мотоциклов объем реализации вырос на 9,5% до 88,4 тыс. мотоциклов. Средняя цена мотоцикла в рассматриваемом периоде увеличилась на 0,5%. Наиболее впечатляющий рост продаж произошел на европейском рынке (+10,3%), а именно: Франция и Италия показали увеличение на 21,3% и 15% соответственно. При этом Германия и США продемонстрировала скромную положительную динамику (+4,9% и 3,8% соответственно). Рост операционной прибыли на 19,3% до €229 млн обусловлен увеличением объемов реализации, кроме того, продажи дополнительного оборудования внесли значительный вклад в итоговой результат.
Деятельность финансового сегмента, главным образом, объединяет кредитование, лизинг и страхование, и доходы сегмента напрямую связаны с ростом объема продаж Группы. Сегмент «Финансовые услуги» показал рост операционной прибыли на 6,4% до €1,2 млрд.
В итоге операционная прибыль компании выросла на 7,6% до €5,6 млрд.
В блоке финансовых статей был получен положительный совокупный результат €485 млн против убытка €16 млн годом ранее, что было обусловлено ростом прибылей в ряде совместных предприятий: BMW Brilliance Automotive Ltd. (Shenyang), DriveNow (Munich) и THERE Holding B. V. (Amsterdam). Кроме того, в отчетном периоде была продана 15%-я доля в HERE International B. V. Стоит отметить, что положительная переоценка производных инструментов на процентные ставки и рост чистого процентного дохода также внесли свой вклад в достижение положительного сальдо финансовых статей компании.
Эффективная налоговая ставка снизились с 30,5% до 28%. В итоге чистая прибыль выросла на 21,3% до €4,3 млрд.
По итогам 2016 года компания уже заплатила дивиденды в размере 3,50 евро на одну обыкновенную акцию и 3,52 евро на одну привилегированную акцию, что, исходя из котировок акций перед выплатой дивидендов, составляло 3,9% и 4,5% дивидендной доходности соответственно.
Отчетность вышла несколько лучше наших ожиданий, что привело к пересмотру прогнозов в части объема продаж мотоциклов и размера прибыли от совместных предприятий.
Если говорить о будущих результатах компании, то мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе компания будет способна зарабатывать чистую прибыль в диапазоне €7-9 млрд. Мы отдаем предпочтение обыкновенным акциям компании, обращающимся с мультипликаторами P/BV 2017 около 1 и P/E 2017 около 7.
___________________________________________
Подробнее о выборе акций, расчете потенциальной доходности и принципах формирования и управления портфелем читайте в книге «Заметки в инвестировании» в разделе «Управление капиталом»
Концерн Volkswagen AG раскрыл консолидированную финансовую отчетность за первые шесть месяцев 2017 года.
Совокупная выручка немецкой компании выросла на 7,3% - до €115,9 млрд.
Обратимся к финансовым показателям по каждому сегменту. Отметим, что в таблицах будет приведены показатели сегментной выручки и оптовых продаж автомобилей с учетом внутригрупповой реализации. Следует сказать, что значительная часть операций Volkswagen приходится на Китай, где компания ведет свою деятельность в рамках 2 крупных совместных предприятий – SAIC VOLKSWAGEN (доля Volkswagen - 50%) и FAW-Volkswagen (40%), общие продажи которых в первом квартале 2017 году достигли 1,87 млн автомобилей.
Резкое снижение показателей сегмента «Volkswagen – пассажирские автомобили» в прошедшем квартале связано с реклассификацией продаж, что привело к тому, что часть операций была перераспределена среди остальных сегментов. Таким образом, итоги 1 полугодия 2017 года и 1 полугодия 2016 года не являются сопоставимыми. Средняя цена проданного автомобиля в рассматриваемом периоде снизилась на 7,4%. Стоит отметить рост операционной рентабельности до 4,5%, главным образом, из-за оптимизации затрат и влияния курсовых разниц. На итоговый результат, как этого сегмента, так и остальных повлияло отсутствие расходов по «дизельному» скандалу.
Сегмент Audi показал практически нулевую динамику выручки (+0,03%), а операционная рентабельность выросла с 8,8% до 8,9%. Оптимизация себестоимости, положительные эффекты от курсовых разниц и повышение рентабельности были компенсированы снижением объемов продаж, расширением международной экспансии и ростом амортизационных расходов.
Сегмент чешской марки Skoda показал рост выручки (+22,6%). Самым продаваемыми моделями оказались Fabia, Rapid и Superb. Кроме того, стоит упомянуть успешное начало продаж новой модели Kodiaq. Рост объемов продаж и цены реализации, а также оптимизация себестоимости продукции привели к росту операционной прибыли на 25,5% до €860 млн. Операционная рентабельность выросла с 9,6% до 9,9%.
Продажи автомобилей (+10,1%) и выручка (+12,7%) испанской марки SEAT продемонстрировали в рассматриваемом периоде отличную положительную динамику. Рост объемов продаж, в том числе вывод новой модели Ateca, и увеличение доли маржинальной продукции привели к значительному росту операционной прибыли (+39,8%) до €130 млн.
В отчетном периоде британская марка Bentley продала сопоставимый прошлому году объем автомобилей (+0,9%). Положительный операционный результат был обусловлен снижением затрат по новым моделям и положительными последствиями изменения валютных курсов.
Сегмент Porsсhe продал в отчетном периоде 124 тыс. спортивных автомобилей. Наибольший рост продаж показали модели – Macan и Panamera. Выручка составила €10,8 млрд (+6,8%), операционная прибыль выросла на 16,3% до €2,1 млрд, в основном за счет увеличения объема продаж (+6%). Стоит отметить, что с начала года финансовые услуги, оказываемые в рамках сегмента Porsсhe, стали учитываться в сегменте «Финансовые услуги».
Сегмент коммерческих автомобилей Volkswagen в рассматриваемом периоде показал рост объемов продаж на 5,6%. Наиболее популярными моделями были Multivan/Transporter и Caddy. Выручка выросла на 9,6%, до €5,9 млрд, операционная прибыль выросла почти на 50%, до €448 млн. Рост объемов производства и доли более маржинальной продукции вкупе с изменениями валютных курсов увеличили операционную рентабельность с 5,5% до 7,6%.
Шведская компания Scania показала рост объемов продаж (+7,3%) и увеличение выручки (+13,1%) Операционная прибыль выросла до €673 млн (+22,4%) из-за положительного влияния валютных курсов, увеличения продаж автомобилей и расширения бизнес-услуг.
Другой производитель грузовиков, автобусов и энергетического оборудования – немецкая компания MAN SE – испытывала влияние разнонаправленных тенденций. По направлению коммерческих автомобилей выручка составила €5,3 млрд (+10,4%), что привело к получению операционной прибыли €193 млн (против €186 млн годом ранее). Доходы от производства дизельных двигателей составили €1,6 млрд (-5,6%). Снижение объемов продаж привело к сокращению операционной прибыли почти на 30% до €73 млн.
Деятельность сегмента «Финансовые услуги», главным образом, объединяет кредитование, страхование и лизинг, а доходы напрямую связаны с ростом объема продаж Группы. Операционная прибыль составила €1,2 млрд (+17,1%), что главным образом, было обусловлено включением результата финансовых услуг сегмента Porsсhe в данный сегмент. Таким образом, итоги 1 полугодия 2017 года и 1 полугодия 2016 года не являются сопоставимыми. Операционная рентабельность составила 7,3 %.
Стоит упомянуть нашумевший «дизельный скандал», серьезно повлиявший на итоговый результат компании в прошлом году. По итогам прошедшего полугодия по статье «Специальные статьи затрат» больше не были зафиксированы убытки по данному направлению.
В итоге чистая прибыль за квартал выросла на 87% и составила €6,5 млрд.
Отдельно стоит упомянуть о дивидендах. По итогам 2013 и 2014 гг. компания распределяла около 20% на дивиденды – так, в 2014 году было выплачено (по итогам 2013 года) 4 евро на обыкновенную акцию и 4,06 евро на привилегированную акцию, а в 2015 году (по итогам 2014 г.) – 4,8 евро на обыкновенную и 4,86 евро на привилегированную. «Дизельгейт» заставил руководство компании существенно сократить дивиденды – по итогам 2015 года было выплачено 0.11 евро на обыкновенную акцию и 0.17 евро на привилегированную. По итогам 2016 года Volkswagen выплатила дивиденды – 2 евро на обыкновенную и 2,06 евро на привилегированную. Отметим, что привилегированные акции составляют 41% от уставного капитала.
После выхода отчетности мы повысили наш прогноз финансовых показателей на будущие годы ввиду пересмотра объемов продаж и уровней маржинальности некоторых сегментов. Кроме того, мы считаем, что компания имеет достаточный уровень резервов по убыткам «дизельного дела» и больше не закладываем расходов по статье «Специальные списания».
Если говорить о будущих результатах компании, то мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе компания будет способна зарабатывать чистую прибыль в диапазоне 13-16 млрд евро. Мы отдаем предпочтение привилегированным акциям компании, обращающимся с мультипликатором P/BV 2017 около 0,7.
___________________________________________
Подробнее о выборе акций, расчете потенциальной доходности и принципах формирования и управления портфелем читайте в книге «Заметки в инвестировании» в разделе «Управление капиталом»
Выручка компании выросла на 10.4%, составив 16.6 млрд руб. По основной статье – доходы от передачи электроэнергии – компания зафиксировала рост на 5.5%. На фоне близкой к нулевой динамики полезного отпуска рост среднего расчетного тарифа, по нашим подсчетам, составил 5.4%. Прочие операционные доходы выросли в 8,3 раза до 2,6 млрд руб., главным образом, за счет увеличения суммы полученных пеней и штрафов, а также получения возмещения расходов по решению суда. Кроме того, в 2017 году компания осуществляет функции гарантирующего поставщика в республике Калмыкия: в отчетном периоде выручка от реализации электроэнергии составила 384 млн рублей.
Операционные расходы показали более медленный рост (+6.6%). В постатейном разрезе обращает на себя внимание рост расходов на передачу электроэнергии (4.8 млрд рублей, +15.8%), а также выплаты штрафов, пеней и неустоек (0.8 млрд рублей, +68%). В отчетном периоде отсутствуют резервы по судебным искам (0.8 млрд рублей годом ранее). В итоге прибыль от продаж составила 1.5 млрд руб., увеличившись вдвое.
Финансовые расходы выросли на 4% до 1.4 млрд руб. на фоне незначительного снижения долга компании (с 24.8 млрд руб. до 24.2 млрд руб.). В итоге чистый убыток МРСК Юга сократился более чем вдвое – до 118 млн рублей.
Отчетность вышла лучше наших ожиданий, главным образом, в части операционных расходов и прочих доходов. Мы подняли прогнозы финансовых результатов и ожидаем, что по итогам текущего года МРСК Юга может показать небольшую прибыль. Тем не менее, по нашим оценкам чистых финансовых результатов после 2017 года, компания не будет способна вывести свои чистые активы в положительную зону в обозримом будущем, не прибегая к допэмиссиям.
На данный момент акции компании торгуются с отрицательным собственным капиталом и пока не входят в число наших приоритетов.
Подробнее о выборе акций, расчете потенциальной доходности и принципах формирования и управления портфелем читайте в книге «Заметки в инвестировании» в разделе «Управление капиталом»
Совокупная выручка компании увеличилась на 3.4% - до 3.1 млрд рублей, при этом доходы от передачи электроэнергии выросли только на 3%, составив 3.09 млрд рублей. К сожалению, о причинах такой динамики судить сложно: компания не раскрывает операционные показатели в течение года. Операционные расходы выросли на 6.4%, достигнув 2.98 млрд рублей на фоне увеличения затрат на передачу электроэнергии (1.46 млрд руб., +6.0%) и приобретение электроэнергии (455 млн рублей, +9.1%). В итоге операционная прибыль сократилась более чем на треть – до 151 млн рублей.
Компания по-прежнему не имеет долговой нагрузки, и ее сальдо финансовых статей остается положительным. В отчетном периоде чистая прибыль ТРК составила 136 млн рублей, сократившись более чем на треть.
Вышедшая отчетность оказалась в рамках наших ожиданий. Мы незначительно понизили прогноз финансовых результатов в части сокращения финансовых доходов.
Префы ТРК торгуются с P/BV около 0.5 и как более ликвидный инструмент, по сравнению с обыкновенными акциями, входят в наши диверсифицированные портфели акций второго эшелона.
Согласно вышедшим данным, компания смогла сгенерировать выручку в размере 24,7 млрд руб., выросшую на 8,7%. Отметим, что на конец отчетного периода под управлением компании находилось 1 755 аптек (с учетом слияния в конце 2016 г. с аптечной сетью «А5»). Себестоимость реализации росла меньшими темпами и составили 17,1 млрд руб. (+4,2%). Такая динамика показателей объясняется, в том числе запуском в марте текущего года совместного проекта с Ozon.ru по онлайн-заказу лекарств, забрать которые можно в аптеках, а также началом работы собственной интернет-аптеки.
В рост коммерческих, общехозяйственных и административных расходов 7 млрд руб. (+18,9%) основной вклад внесли расходы на аренду 2,7 млрд руб. (+24,3%) и расходы на заработную плату 3 млрд руб. (+24,8%).
Помимо этого в состав операционных доходов и расходов вошел доход от выбытия дочерних предприятий, доли в которых составляли 100%, а именно Alliance Boots Holdings B. V., ООО «Фарм-логистик», АО «Аптека Холдинг», ООО «Аптека-Холдинг 1», в размере 786 млн руб. и доход от списания кредиторской задолженности в размере 529 млн руб. Примечательно, что дистрибьютер Alliance Boots Holdings B.V. был приобретен только в апреле 2016 г. (в обмен его владелец Walgreens Boots Alliance получил 15% акций сети). Вероятно, компания решила сосредоточить свои усилия на рознице и исключить двойные издержки, связанные с консолидацией оптового звена. В итоге операционная прибыль компании более чем в 2 раза превысила прошлогодний результат и составила 1,8 млрд руб.
Долговая нагрузка компании продолжает довлеть над результатами компании. Однако, несмотря на увеличение долгового бремени до 26,5 млрд руб. (+67,3%) и расходов по его обслуживанию до 1,5 млрд руб. (+76,5%), чистая прибыль в отчетном периоде составила 345 млн рублей, что в 10,5 раз превышает прошлогодний результат.
Вышедшая отчетность вышла несколько хуже наших ожиданий в части выручки, что связано с выбытием крупного оптового дистрибьютера, но лучше в части прибыли, что объясняется снижением издержек и разовыми доходами.
В целом можно сказать, что пока бизнес объединенной компании выглядит неоднозначно. Даже если учесть, что компания прошла фазу активной реструктуризации, закрыв несколько крупных сделок и создав базу для дальнейшего развития, основная проблема высокого долга пока никуда не исчезла, что оказывает серьезное негативное влияние на итоговый финансовый результат. От способности компании наращивать операционную прибыль и будет зависеть решение данной проблемы, а, следовательно, и рост чистой рентабельности деятельности. На данный момент акции Аптечной сети 36,6 не входят в число наших приоритетов.