Сегмент Lufthansa German Airlines вносит наибольший вклад в доходы холдинга. По итогам 2019 г. доля подразделения в общей выручке составила 44%. Доходы сегмента в отчетном периоде возросли на 2,0% до €16,1 млрд, отразив увеличение пассажирооборота. При этом доход с одного пассажиро-километра (пкм) снизился на 2,9%. Стоит отметить существенное сокращение операционной рентабельности на фоне значительного роста топливных затрат и расходов на ремонт.
Выручка национального перевозчика Швейцарии – SWISS – возросла на 5,6% до €3,9 млрд., что объясняется ростом пассажирооборота и уровня загрузки кресел. При этом операционная прибыль сократилась на 16,6% до €572 млн, а рентабельность составила 11,1%, что стало следствием опережающего роста затрат на топливо.
Выручка крупнейшей австрийской авиакомпании Austrian Airlines в отчетном периоде снизилась на 1,9% до €2,1 млрд, отразив снижение дохода с одного пассажиро-километра (пкм) на 6,5%. Такая ценовая политика объясняется конкуренцией со стороны лоукост-перевозчиков в Вене. Как видно из таблицы выше, предельный пассажирооборот возрос на 2,9%. Последние годы компании удается стабильно наращивать объемы деятельности и занятость кресел. На операционном уровне компания получила символическую прибыль в размере €15 млн, что вызвано ростом топливных и ремонтных расходов.
Сегмент Eurowings, функционирующий по принципу «от точки до точки», является для авиаконцерна одним из приоритетных направлений развития.
Выручка подразделения сократилась на 2,5% до €4,1 млрд на фоне снижения пассажирооборота на 1,3%. Доход с одного пассажиро-километра (пкм) снизился на 2,4%, что компания объясняет избыточными мощностями и высокой конкуренцией в Европе. Как и в прошлом году, сегмент зафиксировал на операционном уровне убыток, сократившийся на четверть – до €174 млн.
Грузовые перевозки в отчетном периоде продемонстрировали снижение выручки на 8,7% до €2,5 млрд, что стало следствием падения доходных ставок на фоне снижения загрузки. Рост предельного грузооборота на 7,0% объясняется поступлением в состав флота компании новых бортов - Boeing 777F. На операционном уровне подразделением был зафиксирован убыток €33 млн. на фоне роста материальных затрат, топливных расходов, а также амортизационных отчислений. Как ожидается, до конца текущего года компания завершит модернизацию своего парка и будет управлять девятью грузовыми самолетами Boeing 777F.
Сегмент ОРК продемонстрировал рост выручки на 13,4% на фоне увеличения парка самолетов, находящихся на обслуживании. Данное направление оказывает значительное влияние на финансовые результаты авиаконцерна: по итогам завершившегося года операционная прибыль составила €502 млн.
Далее обратимся к консолидированным финансовым показателям компании.
Стоит отметить, что на фоне переизбытка авиационных мощностей в Европе, в особенности в Германии и в Австрии, а также растущих цен на топливо, ремонт и обслуживание воздушных средств компания на 39,7% сократила операционную прибыль, составившую €1,7 млрд. Чистая прибыль группы за отчетный период составила €1.2 млрд, снизившись на 43.9%. Такой результат был получен в том числе из-за переоценки налоговых рисков в Германии за период 2001-2005 гг., которые компания оценила в €140 млн. Как следствие, эффективная налоговая ставка в отчетном периоде возросла с 21% до 33%.
Одновременно с выходом отчетности компания представила свое видение ситуации в текущем году. До конца месяца будет отменено 95% всех рейсов головной компании вследствие пандемии коронавируса. Как ожидается, такая ситуация сохранится до конца апреля. В результате 700 из 763 самолетов авиакомпании останутся в этот период на земле. Аналогичные меры коснуться и других авиакомпаний, входящих в Группу. Также компания отказалась дать какие-либо прогнозы финансовых показателей на текущий год, дав понять, что без государственной помощи будет обойтись очень сложно не только ей, но и отрасли авиаперевозок в целом.
По итогам вышедшей отчетности мы попытались отразить последствия драматических событий, связанных с параличом пассажирских авиаперевозок. Наш текущий сценарий предусматривает снижение пассажирооборота наполовину с последующим постепенным восстановлением. Также наш прогноз предусматривает отсутствие дивидендных выплат в текущем году. Следствием внесенных изменений стало существенное сокращение потенциальной доходности акций компании.
Общая выручка компании сократилась на 8,2% до $996 млн. Снижение цен на продукцию как в долларовом, так и в рублевом выражении было частично компенсировано ростом объемов производства. Это произошло вследствие планового перехода шахты «Распадская» на добычу угля тремя лавами, а также ростом производства на участке подземной добычи на шахте «Распадская-Коксовая» за счет перехода на отработку лавами вместо использования метода камерно-столбовой отработки.
В отчетном периоде участок открытых горных работ на шахте «Распадская-Коксовая» продолжил стабильно работать на уровне своих производственных мощностей в 1,6 млн тонн рядового угля в год. Начиная с третьего квартала 2019 года добычу рядового угля на карьере «Разрез Распадский» было решено ограничить в целях исключения немаржинальных отгрузок и затоваривания складов на фоне снижения цен и маржинальности экспортных продаж.
Выход концентрата также вырос и достиг 70,0% за счет улучшения работы обогатительной фабрики в рамках проекта по повышению операционной эффективности.
При этом доля экспорта в продажах угольного концентрата осталась на прежнем уровне – 69,5%, а объем экспорта прибавил 6,8% за счет роста поставок в страны АТР – Индию, Китай, Вьетнам благодаря развитию отношений с существующими клиентами, достигнув отметки 5,3 млн тонн.
Операционные расходы компании выросли на 32,8% до $729 млн, главным образом за счет убытка от обесценения объектов ($147 млн) законсервированной шахты МУК-96 на основании решения отложить запуск добычи до 2027 года.
Среди отдельных статей обращают на себя внимание рост расходов на оплату труда (+12,6%) из-за индексации зарплаты, а также увеличения численности на фоне роста производственных мощностей. Отметим наличие в отчетности отрицательных курсовых разниц в размере $24 млн по валютным вложениям. В результате операционная прибыль компании снизилась на 56,5%, составив $243 млн.
На фоне почти полного отсутствия расходов по обслуживанию долга и финансовых доходов в размере $25 млн чистая прибыль компании снизилась на 53,6% до $208 млн.
Отчетность вышла несколько хуже наших ожиданий в части списания активов, а также цен на продукцию. Куда больше вопросов остается у инвесторов по линии корпоративного управления. Компания продолжает осуществлять дивидендные выплаты исходя из утвержденных ранее минимальных ориентиров (ежегодный платеж в размере $50 млн, выплачиваемый двумя траншами минимум по $25 млн каждый по результатам первого полугодия и финансового года). При этом Совет директоров в дальнейшем может рекомендовать увеличить выплаты, принимая во внимание финансовые показатели компании, прогноз цен и объемов на угольную продукцию, долгосрочные планы развития компании и необходимость дополнительных инвестиций. Однако более четких условий увеличения дивидендных выплат представителями компании озвучено не было.
Интересными моментами являются практически полный возврат займов, выданных связанным сторонам, по итогам года они сократились до $9 млн; и появление крупной денежной позиции в размере $571 млн, состоящей в основном из валюты : евро – $441 млн и доллары США – $100 млн.
Также обращает на себя внимание неуклонный рост доли мажоритарного акционера в капитале Распадской. На данный момент доля EVRAZ plc возросла до 88,17%. Учитывая сильные финансовые показатели компании, у мажоритарного акционера может возникнуть соблазн ограничить дивидендные выплаты, постепенно наращивая свою долю и доведя ситуацию до принудительного выкупа акций.
На данный момент акции Распадской торгуются с P/E 2020 порядка 3,0 и P/BV 2020 около 0,6 и входят в состав наших диверсифицированных портфелей акций «второго эшелона».
___________________________________________
Подробнее о выборе акций, расчете потенциальной доходности и принципах формирования и управления портфелем читайте в книге «Заметки в инвестировании»: http://arsagera.ru/kuda_i_kak_investirovat/knig...
Выручка компании выросла на 10.5%, составив 14.9 млрд руб. Компания не раскрыла операционные показатели, поэтому детальные выводы о причинах динамики выручки сделать трудно. По традиции, раз в два года в четвертом квартале компания осуществляет ремонт оборудования, в связи с чем объем переработки нефти снижается, так произошло, по нашим оценкам, и в 2019 году. При этом благодаря достаточно высокой цене процессинга Саратовскому НПЗ все же удалось нарастить выручку.
Расходы компании увеличились на 2.9% - до 9.2 млрд руб. Компания не имеет долга, равно как и значительного объема свободных денежных средств. Кроме того, прочие доходы и расходы не оказали какого-либо значимого эффекта на итоговый финансовый результат. Заметим, что на протяжении последних лет наблюдается постоянный рост дебиторской задолженности, сопоставимый в абсолютном выражении с размером нераспределенной прибыли. По итогам отчетного периода дебиторская задолженность Саратовского НПЗ выросла на 3.6 млрд руб., достигнув 18.8 млрд руб. Почти вся она приходится на связанные стороны (структуры материнской компании Роснефть), являясь для них способом безвозмездного фондирования.
В итоге чистая прибыль компании выросла почти на 20%, составив 4.4 млрд руб.
По итогам внесения фактических данных мы пересмотрели прогнозы финансовых показателей в сторону уменьшения на ближайшие годы, отразив более скромные цены процессинга и увеличив оценку операционных расходов. Потенциальная доходность акций компании снизилась.
На данный момент мы продолжаем отдавать предпочтение привилегированным акциям компании, обращающимся с мультипликаторами P/BV 2020 около 0.4 и P/E 2020 около 2.
___________________________________________
Подробнее о выборе акций, расчете потенциальной доходности и принципах формирования и управления портфелем читайте в книге «Заметки в инвестировании»: http://arsagera.ru/kuda_i_kak_investirovat/knig...
Выручка горнодобывающего сегмента сократилась на 2,8%, при этом продажи угольного концентрата снизились на 2,3%, железнорудного концентрата (ЖРК) – выросли на 29,7%, кокса – на 3,6%.
Компании удалось переломить ситуацию со снижением добычи угля. Если сравнивать итоговые показатели добычи за весь 2019 год с результатом 2018 года, то рост был минимальным (+0,2%). В то же время объем добычи угля в четвертом квартале 2019 года достиг 5,4 млн тонн. Это самый высокий квартальный показатель за последние три года. Значительный вклад в этот результат внес «Южный Кузбасс», который с октября 2019 года вышел на объем добычи 1 млн тонн в месяц и успешно удерживает достигнутый уровень.
На увеличении общей реализации железорудного концентрата сказался рост объемов производства на Коршуновском ГОКе, а также продажа накопленной с прошлого года продукции на складах.
Тем не менее, повышенные затраты на фоне значительного объема вскрышных работ, увеличения коммерческих расходов и железнодорожных тарифов и реализации обширной ремонтной программы привели к тому, что EBITDA сегмента снизилась на 14,1%, при этом рентабельность по EBITDA уменьшилась с 33,9% до 29,9%.
Продажи металлопродукции сократились на 8,8%, по причине снижения производства стали и реализации арматуры, прочего сортового проката и плоского проката, что было обусловлено, главным образом, ремонтными работами в доменном переделе ЧМК. Объем продукции универсального рельсобалочного стана вырос на 7,8% до 567 тыс. тонн. Как следствие, доходы сегмента снизились на 7% до 174,9 млрд руб. На фоне удорожания железнорудного сырья EBITDA сократилась наполовину, а рентабельность по EBITDA уменьшилась с 14,4% до 7,2%.
В энергетическом сегменте положительная динамика выручки (+3,4%) была обусловлена увеличением объема реализации электроэнергии на оптовом рынке и по регулируемым договорам, так и с повышением цен на электроэнергию и мощность. В то же время повышение себестоимости за счет увеличения расходов на материалы, связанное с ростом цен закупаемого сырья, отразилось в снижении показателя EBITDA на 0,1 % до 1,5 млрд руб. Таким образом, показатель EBITDA отразил снижение по всем трем сегментам.
Переходя к консолидированным финансовым результатам компании, отметим снижение общей выручки на 5,1% до 296,6 млрд руб. Операционные расходы продемонстрировали рост на 0,9%, что привело к снижению операционной прибыли на 36,7% до 31,5 млрд руб.
Общая долговая нагрузка компании за год сократилась на 5%, составив 405,9 млрд руб., более трети которой номинирована в валюте. На этом фоне расходы по процентам снизились с 42,1 млрд руб. до 38,3 млрд руб.
Важной составляющей, определившей итоговый результат, стали положительные курсовые разницы по валютной части долга в размере 19,2 млрд руб. против отрицательных значений 25,8 млрд руб. годом ранее. В результате чистые финансовые расходы составили 19,2 млрд руб.
Неприятным моментом в отчетности компании стали неотраженные убытки по текущему налогу на прибыль и списание ранее отраженного актива по налоговым убыткам, которые привели к росту расхода по налогу на прибыль в 3 раза до 8 млрд руб.
В итоге чистая прибыль холдинга снизилась в 5 раз до 2,4 млрд руб.
Отчетность вышла несколько хуже наших ожиданий в части себестоимости, но главным образом из-за налоговых списаний. Мы ранее отмечали сложности с контролем над расходами: для увеличения добычи компании приходится идти на существенные расходы. В результате зарабатываемая операционная прибыль практически полностью уходит на выплаты процентов по кредитам. В этих условиях итоговый результат в значительной мере определяется величиной курсовых разниц и прочих финансовых статей. Дополнительные сложности в расчет потенциальной доходности привилегированных акций компании вносит неопределенность размера СЧА холдинга по РСБУ на конец 2019 года: напомним, что по российскому законодательству для выплаты дивидендов по префам размер собственного капитала не может быть отрицательным.
По итогам вышедшей отчетности мы не вносили значимых изменений. Ниже представлены наши прогнозы ключевых финансовых показателей компании. Мы не приводим значения ROE и потенциальной доходности акций компании, поскольку компания не будет иметь положительного собственного капитала еще долгое время.
Что же касается привилегированных акций, то наш текущий прогноз чистой прибыли подразумевает расчетный дивиденд за 2019 год в размере 3,47 руб. на акцию. Так как по итогам 2019 года и последующих лет крайне высок риск увидеть в отчетности отрицательный капитал по РСБУ, то в данный момент не представляется возможным дать корректный прогноз их потенциальной доходности.
На данный момент акции компании не входят в число наших приоритетов.
___________________________________________
Подробнее о выборе акций, расчете потенциальной доходности и принципах формирования и управления портфелем читайте в книге «Заметки в инвестировании»: http://arsagera.ru/kuda_i_kak_investirovat/knig...
Совокупная выручка компании составила 93,1 млрд руб., увеличившись на 0,7%. Доходы от продаж электроэнергии сократились на 0,2%, составив 33,6 млрд руб на фоне снижения объемов реализации электроэнергии на 4,9%. Средний расчетный тариф на электроэнергию при этом вырос на 5%.
Доходы от продаж теплоэнергии увеличились на 2,4%, составив 37,7 млрд руб. на фоне роста среднего расчетного тарифа на 5,9%. Такое увеличение связано с достижением с властями Санкт-Петербурга договоренности о переходе с 2019 года на физический метод расчета тарифа. Сопутствующим этой договоренности можно считать получение в гораздо больших объемах субсидий из бюджета организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек – 4,2 млрд руб. против 670 млн руб. годом ранее.
Выручка от реализации мощности увеличилась на 1,6% до 20,2 млрд руб. на фоне роста цены реализации по ДПМ на 5,4%, компенсирующей уменьшение объемов продаж по объектам вынужденной генерации и введенным в рамках ДПМ.
Операционные расходы увеличились на 9,9% и составили 85,1 млрд руб., что по большей части связано с начислением убытка от обесценения основных средств в размере 5,1 млрд руб. Компания пояснила, что это списание продиктовано признанием на балансе Теплосетей Санкт-Петербурга бюджетных инвестиций городских властей Санкт-Петербурга. Обращает на себя внимание также рост расходов на топливо до 36,4 млрд руб. (+4,7%), на фоне увеличения стоимости топлива, а также увеличение затрат на вознаграждение работникам до 9,1 млрд руб. (+12,4%) в связи с проведением индексации заработных плат. Высокие темпы роста показали также амортизационные отчисления, составившие 10,4 млрд руб. (+29,8%), что стало следствием отражения арендованных активов в составе основных средств из-за применения стандарта МСФО 16 «Аренда» с 1 января 2019 года. Данный факт повлек за собой отсутствие среди операционных затрат статьи «расходы на аренду» (за 2018 года – 2,7 млрд рублей). В итоге операционная прибыль ТГК-1 снизилась на 5,9%, составив 12,1 млрд руб.
В блоке финансовых статей отметим снижение финансовых доходов с 1,7 млрд руб. до 539 млн руб. на фоне снижения остатков денежных средств на счетах компании с 6,8 млрд руб. до 881 млн руб. Помимо этого, в конце года компания выдала 10 млрд руб. в виде займа материнской структуре. Для этих целей ТГК-1 пришлось нарастить долг, который в 4 кв. 2019 г. увеличился сразу на 87% до 17,3 млрд руб. Вероятнее всего, этот факт в дальнейшем приведет к росту процентных расходов, снижение которых было основным фактором роста прибыли в течение 9 месяцев 2019 года.
В итоге чистая прибыль ТГК-1 составила 8,9 млрд руб., что на 11,8% ниже прошлогоднего значения.
Отчетность вышла хуже наших ожиданий в связи с неожиданным списанием. Отметим также, что компания пока не дала комментариев относительно того, какой показатель будет использован в качестве базы для расчета дивидендов по итогам 2019 г. номинальный или скорректированный. Мы, в свою очередь, пока ведем расчет по номинальному показателю, поэтому ожидаемая дивидендная доходность на годовом окне существенно снизилась. Снижение прогноза чистой прибыли, по большей части, вызвано ожидаемым ростом процентных расходов. Внесенные изменения в модель привели к снижению потенциальной доходности акций.
Напомним, что мы рассчитываем на то, что субсидирование тарифов теплоэнергетики несколько улучшит финансовое положение в ближайшие два года, но окончание сроков договоров ДПМ бросает компании серьезный вызов по сохранению высокого уровня прибыли в 2021-2024 гг.
На данный момент бумаги ТГК-1 обращаются с P/E 2020 около 3 и не входят в число наших приоритетов.
___________________________________________
Подробнее о выборе акций, расчете потенциальной доходности и принципах формирования и управления портфелем читайте в книге «Заметки в инвестировании»: http://arsagera.ru/kuda_i_kak_investirovat/knig...
Совокупная выручка компании увеличилась на 4.3%, составив 18.9 млрд евро.
Наибольший вклад в доходы компании внес сегмент Западная и Южная Европа, выручка которого в отчетном периоде увеличилась на 3.6% до 5.1 млрд евро на фоне роста объемов продаж заполнителей бетона и готовых бетонных смесей. Операционная прибыль выросла более чем на четверть – до 779 млн евро.
Североамериканский дивизион увеличил свои доходы на 12.1% до 4.8 млрд евро также на фоне увеличения объемов реализации заполнителей бетона и готовых смесей. Операционная прибыль прибавила 6.5%, составив 1 млрд евро.
Доходы сегмента Северная и Восточная Европа, Центральная Азия снизились на 1% - до 2.9 млрд евро, в том числе по причине прекращения деятельности на Украине. Компания продемонстрировала сокращение объемов продаж всех видов продукции, однако почти на 20% ей удалось нарастить операционную прибыль.
Доходы Азиатско-Тихоокеанского дивизиона выросли до 3.4 млрд евро (+3.4%), а африканского – до 1.3 млрд евро (+1%). Оба дивизиона смогли увеличить прибыль.
Совокупная операционная прибыль компании до вычета амортизации по итогам отчетного периода составила 3.6 млрд евро (+15.5%). Амортизационные расходы выросли до 1.4 млрд евро (+27.8%) из-за роста основных средств.
Чистые финансовые расходы выросли на 2.7%, составив 360 млн евро. Помимо всего прочего, в отчетном периоде компания получила дополнительный убыток в размере 178 млн евро против прибыли 108 млн евро годом ранее. Причиной данного убытка компания указывает, главным образом, списания при продаже бизнеса на Украине во втором квартале прошлого года. В итоге чистая прибыль HeidelbergCement сократилась на 4.6% до 1.09 млрд евро.
Отчетность вышла в целом несколько хуже наших ожиданий в части более высоких амортизационных отчислений, в связи с чем был понижен прогноз уровня операционной прибыли, что привело к сокращению потенциальной доходности.
Мы считаем, что в среднесрочном периоде компания будет способна зарабатывать чистую прибыль в диапазоне от 1.1 до 1.5 млрд евро. Акции HeidelbergCement AG обращаются с P/BV 2020 около 0.4 и продолжают входить в состав наших портфелей.
Выручка компании увеличилась на 3,2% - до 80,3 млрд руб. Основным фактором роста стало увеличение цены на «рынке на сутки вперед», связанное с отсутствием импорта электроэнергии из Казахстана , увеличением экспорта электроэнергии в Финляндию и страны Балтии, снижением количества сетевых ограничений в Сибири и на Урале, а также с индексацией цен на газ и уголь.
Операционные расходы практически остались на прошлогоднем уровне 58,2 млрд руб. При этом отметим снижение расходов на персонал (-6,7%, до 6,6 млрд руб.) и затрат на амортизацию (-2,5%, до 5,9 млрд руб.).
В результате операционная прибыль компании увеличилась на 12,8%, составив 22,5 млрд руб.
Чистые финансовые доходы увеличились на 4,6%, достигнув 448 млн рублей. В итоге чистая прибыль Юнипро составила 18,9 млрд руб. (+13,5%).
По итогам вышедшей отчетности мы внесли незначительные изменения в модель компании, что не привело к существенному изменению потенциальной доходности.
Неприятной новостью стал очередной перенос запуска третьего энергоблока Березовской ГРЭС с первого на третий квартал 2020 г. Напомним, что, согласно новой дивидендной политике компания намерена увеличить выплаты и в 2020-2022 гг. будет направлять на дивиденды 20 млрд рублей в год. Предполагается, что выплаты в значительной степени будут финансироваться доходами от третьего энергоблока Березовской ГРЭС. Несмотря на перенос сроков ввода третьего энергоблока, компания подтвердила свое намерение направить на дивиденды в июне-июле 2020 г. 7 млрд руб., а в декабре 2020 г. - ещё 13 млрд руб., прибегнув к долговому финансированию.
Акции компании обращаются с P/E 2020 – 6 и P/BV 2020 – 1 и в число наших приоритетов не входят.
Четвертый квартал оказался самым удачным для завода, позволив несколько сгладить впечатление от неудачного в целом года, что было связано с провалом в портфеле заказов.
Общая выручка составила 55,6 млрд руб., из которых на финальный квартал пришлось 22,4 млрд руб.
Операционная прибыль сократилась на три четверти до 6,5 млрд руб., а чистая прибыль составила 6,9 млрд руб., из которых 6, 2 млрд руб. пришлось на четвертый квартал.
Кроме того отметим, что в текущем году компания вновь прибегла к долговому финансированию, составившему на конец отчетного года 7,0 млрд руб. Дебиторская задолженность компании увеличилась с 16,7 млрд руб. до 19,7 млрд руб. Напомним, что по РСБУ Роствертол в качестве долга отражает, в том числе, задолженность Министерства обороны по выполненным контрактам.
По итогам вышедшей мы повысили прогноз дивидендов за 2019 г., одновременно сократив свои ожидания по ключевым финансовым показателям завода. На наш взгляд, рекордных уровней чистой прибыли предыдущих лет Роствертол сможет достичь за пределами 2022-2023 гг.
Напомним, что акции ПАО «Роствертол» были проданы нами из состава интервального фонда в связи с требованиями, предъявляемыми Банком России к составу и структуре активов паевых инвестиционных фондов для неквалифицированных инвесторов.