МОСКВА, 16 декабря – РИА Новости. Оценить материальную выгоду для России от присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО) сложно из-за влияния на экономику санкций Запада и ответных мер, а также пандемии коронавируса; и хотя членство в международной организации открыло новые возможности для нашей страны, еще есть задачи, которые пока не удалось решить, считает экс-директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ, завкафедрой торговой политики НИУ ВШЭ Максим Медведков.
Россию официально приняли в ВТО 16 декабря 2011 года - протокол о присоединении подписали в то время министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и глава организации Паскаль Лами. Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО вступил в силу 22 августа 2012 года. РФ стала 156-м членом ВТО. Министры стран-членов ВТО одобрили вступление России в эту организацию после 18 лет переговоров.
"Мы пытались считать, но что произошло: у нас был бы позитивный счет, его можно было бы оценить количественно, если бы не две вещи – санкции, которые все перевернули с ног на голову с точки зрения товаропотоков и инвестиций тоже, и если бы не коронавирус", - сказал Медведков РИА Новости. Он напомнил, что в период переговоров по присоединению России к ВТО звучало много опасений, касающихся рынка труда и отдельных секторов экономики. И, когда шли переговоры, Москва всячески пыталась по максимуму сохранились любые меры защиты.
"Например, сельское хозяйство. Когда мы вели переговоры в активной фазе в начале 2000-х о присоединении, у нас на долю импорта приходилось более 20% потребления, а по отдельным товарам, например, по мясу и сахару, доходило до 50%. Это был достаточно серьезный вызов. Сейчас у нас по этим позициям не только полная обеспеченность потребления со стороны отечественного производства, но и компании смотрят на то, как им начать или расширить экспорт на другие рынки", - отметил Медведков.
"Наша позиция в ВТО из абсолютно оборонительной, когда мы вели переговоры о присоединении она была оборонительной, потихоньку становится все более наступательной. Потому что необходимость обеспечения доступа на внешние рынки требует более активных действий внутри ВТО", - добавил он. По словам Медведкова, некоторые представители делегаций в ВТО говорят, что Россия может быть одним из лидеров в переговорах по торговле сельскохозяйственными товарами.
"Но есть и вторая сторона вопроса - те задачи наступательного характера, которые у нас были в ВТО, и которые мы до конца решить не смогли… Мы не смогли пока использовать механизмы ВТО, которые принуждают наших партнеров к открытию рынков, и к выполнению тех обязательств, которые они на себя взяли. Это получилось лишь частично", - сказал эксперт.
Он пояснил, что, в частности, речь идет о споре об энергокорректировках (надбавках к себестоимости экспортных товаров РФ из-за низких цен внутри России на энергоресурсы), который РФ выиграла в первой инстанции, но не смогла довести до конца, поскольку был заблокирован орган по разрешению споров. "Это третий энергопакет, где тоже у нас третейская группа приняла решения, которые могли бы нам помочь улучшить условия нашего энергетического экспорта. Но они не были окончательно одобрены в апелляционном органе", - добавил эксперт.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.