Логистический бизнес «Почты» может заинтересовать инвесторов - эксперты

МОСКВА, 20 фев - Прайм. Разделение ФГУП «Почта России» на два подразделения – не окончательный вариант развития предприятия, но в случае его утверждения инвесторы могли бы заинтересоваться логистическим бизнесом компании, выделенным в отдельное акционерное общество (АО), полагают эксперты, опрошенные агентством «Прайм».

Минкомсвязь по поручению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева подготовила проект доклада о финансово-экономической модели стратегического развития ФГУП "Почта России" на ближайшие 11 лет, сообщили СМИ. В документе предлагается передать сеть из 42 тысяч почтовых отделений и 129 тысяч почтальонов в федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ), целью которого станет развитие универсальной услуги почтовой связи и повышение проникновения финансовых услуг. ФГБУ потребуется господдержка в размере 622 миллиардов рублей до 2023 года.

Логистический бизнес - два автоматизированных сортировочных центра, 50 магистральных сортировочных центров, 786 почтамтов и 17 тысяч автомобилей – предлагается выделить в АО и привлечь в него частного инвестора.

В Минкомсвязи агентству «Прайм» подтвердили, что подготовили документ, но отказались от дальнейших комментариев.

В «Почте России» положительно оценивают внимание государства и министерства к почтовой связи, однако комментировать предложенный вариант реформирования затрудняются. «Возможность разделения почтовой связи мы не можем оценить, так как мировых примеров этого не существует. Это какой-то новаторский подход», - сказал представитель «Почты России».

НЕОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Правительство поручило подготовить три модели развития «Почты России» - сохранение ФГУПа, акционирование или преобразование в ФГБУ – и все они должны быть внесены в правительство вместе с законопроектом «О почтовой связи», сказал агентству «Прайм» автор законопроекта Евгений Биргер, возглавлявший в 1999-2004 годах департамент почтовой связи министерства связи.

По его словам, разделение «Почты» на «розничное» ФГБУ и логистическое АО – лишь одна из рассматриваемых моделей, и ее появление «не означает, что министерство на ней настаивает».

«Необходимо обсуждать все варианты. Это пробный шаг, проект. Я бы не стал серьезно это обсуждать», - сказал эксперт.

«Возможно, что модель ФГБУ как раз доказывает невозможность существования «Почты» в этой форме. Думаю, цель разработки этой модели – показать, что по этому пути идти бесперспективно», - полагает Биргер. При этом он отметил, что критика, звучащая в адрес Минкомсвязи в связи с разработкой этой модели, необоснованна.

Оптимальным вариантом реорганизации «Почты России», на его взгляд, является преобразование ФГУПа в АО, но его вид и структура требует длительной проработки и будет, в основном, зависеть от тех социальных задач, которые поставит государство перед предприятием, в том числе по срокам доставки отправлений.

Модели, при которых «Почта» останется ФГУПом или будет преобразована в ФГБУ, не позволят ей развиваться в условиях рынка.

«ФГУП – это тоже коммерческая структура, у него такие же интересы, как и у другого коммерческого предприятия, но он обременен социальными обязательствами – в первую очередь, по обеспечению доступности услуг почтовой связи», - пояснил Биргер.

«ФГБУ не дает возможности развиваться в условиях рынка. Через ФГБУ не может оказываться коммерческая услуга, но он и не может передать оказание услуги другой организации», - добавил он.

К тому же ФГБУ потребует «огромных» госсубсидий – гораздо больших, чем заявлено в документе (622 миллиарда рублей). «В документе не учтены некоторые детали, а с их учетом реально потребуется финансирование в 1 триллион рублей. Государству нет смысла вкладывать такие средства», - сказал Биргер.

По его мнению, разделение «Почты» на два направления маловероятно. «На мой взгляд, этот путь практически невозможен, потому что почта – это единый цикл, его разорвать невозможно», - сказал он.

Биргер уверен, что «Почта» и сегодня может быть прибыльной и эффективной за счет внутренних резервов, и для этого не требуется повышение тарифов или госсубсидии.

ИНВЕСТОРЫ БУДУТ

Аналитики уверены, что инвесторов заинтересует вхождение в АО, которое предлагается создать на базе логистического бизнеса «Почты России».

«Активы, которые могут приносить деньги, конечно, потенциально могут быть интересны инвесторам. Если будет эффективная бизнес-модель, не вижу причин для того, чтобы этот бизнес не заинтересовал инвесторов», - считает аналитик Ф «Открытие» Александр Венгранович.

Он напомнил, что после акционирования Deutsche Post и передачи государством контроля в компании инвесторам, эффективность компании резко повысилась.

Однако, по его мнению, инвесторы придут в компанию не сразу после создания АО. «Предстоит пройти долгий путь. Компании нужно будет проделать большую работу по повышению эффективности, прежде чем привлекать инвестора», - полагает он.

По его словам, в мировой практике нет примеров реорганизации почтовых операторов по модели, аналогичной предложенной Минкомсвязью. «Deutsche Post выделил логистику в отдельную структуру - DHL, которая является наиболее эффективным бизнесом компании. Однако здесь нельзя проводить аналогии. Примеров преобразования такой большой неэффективной почтовой сети, как у «Почты России», нет. Это специфически российский случай», - сказал Венгранович.

Гендиректор исследовательского агентства Telecom Daily Денис Кусков считает целесообразной предложенную Минкомсвязью модель реорганизации «Почты».

«Почта России» не может быть 100%-ной коммерческой компанией – у нее есть социальные функции, но они не позволяют ей быть коммерчески эффективной. Поэтому было бы неплохо выделить в отдельную структуру все, что связано с социальными функциями «Почты», и финансировать за счет государства. Те направления бизнеса, которые могут приносить прибыль, должны быть выделены в отдельное подразделение», - сказал он.

«Сейчас, когда все это находится в едином блоке, не позволяет предприятию быть экономически эффективным», - считает Кусков.

Он согласен, что логистическое АО заинтересует частных инвесторов. «Сейчас «Почта России» - непрозрачная и убыточная структура, и инвесторы не видят перспектив. Но если будет выделена коммерческая составляющая бизнеса, в нее возможен вход частного инвестора», - сказал Кусков.

Он полагает, что это будут российские, а не иностранные инвесторы. «Для иностранных инвесторов это непроходимый лес», - пошутил он.

В то же время Биргер, автор законопроекта "О почтовой связи", сомневается, что инвесторов заинтересует логистическое АО, которое предлагается выделить из «Почты». «Сторонние инвесторы вряд ли придут. Даже если будет АО, эти инвестиции не будут эффективны», - полагает он.

Аналитик «Финама» Максим Флягин затруднился оценить перспективы инициативы Минкомсвязи по реформированию «Почты».

«На первый взгляд, предложения по такому формату реорганизации выглядят неоднозначно. По той информации, которая появилась в прессе, сложно оценить, как предложенная модель будет функционировать», - сказал он. Между тем, он выразил уверенность в том, что интерес инвесторов к логистике будет высоким.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

Комментарии отключены.