ЕЦБ: отток капитала из России достиг $220 млрд Отток капиталов из России с начала украинского кризиса мог достичь $220 млрд, что в четыре раза выше официально объявленных цифр. Об этом со ссылкой на Европейский центральный банк пишет британская газета The Telegraph.
Издание отмечает, что центробанк уже пожаловался на то, что в связи с этим намного сложнее стало проводить монетарную политику.
"У нас был очень значительный отток из России, который оценивается в порядка 160 млрд евро", — сказал председатель Европейского ЦБ Марио Драги.
"Цифры Драги — огромны. Если они правдивы, это показывает, что Россия имеет гораздо больше проблем, чем люди думают", — цитирует издание Тима Эша из Standard Bank. "Это такой же уровень оттока, как мы видели в конце 2008 года после кризиса с банком Lehman", — добавил финансист.
Напомним, что министерство финансов России заявило, что в первом квартале этого года отток капиталов составил $51 млрд. Такие же данные приводили эксперты Международного валютного фонда (МВФ), которые считают, что конфликт между Россией и Украиной усугубляет замедление темпов роста российской экономики. По их прогнозам, в 2014 году в России продолжится тенденция замедления роста, и его показатели снизятся до 0,2% по сравнению с 1,3% в 2013 году. Источник: rosbalt.ru
Китайская молодежь успешно противостоит экспансии западных ценностей ("Газета Хуаньцю шибао", Китай) 11/05/2014
4 мая председатель Си Цзиньпин приехал с инспекцией в Пекинский университет. Там он сформулировал важный посыл, адресованный студентам университета и всей китайской молодежи. Председатель КНР отметил, что каждому поколению выпадают свои счастливые случаи и возможности, поэтому надо планировать жизнь и творить историю в соответствии с условиями своего времени. Он также особо выделил тот факт, что как для народа, так и для государства наиболее глубинным и долговечным источником сил является признанная во всем обществе система ценностей. Председатель Си образно продолжил эту мысль так: узелки нашей жизни надо с самого начала завязывать на славу. Если первый узелок крепко не завязать, то и все остальные разойдутся.
Визит председателя Си и сказанные им слова должны быть огромным воодушевлением для нынешней китайской молодежи. Будущее КНР — в руках этой самой молодежи, именно им предстоит решать, в каком направлении будет развиваться страна в будущем, именно от них зависит, увенчается ли успехом великое возрождение китайской нации.
В эпоху интернета молодые люди — авангард Китая в плане соприкосновения с идеологиями внешнего мира. Должно быть, они подвергаются куда более активному идеологическому воздействию, нежели представители прошлых поколений, им приходится принимать более сложные решения. Следует признать, что западным ценностям уже удалось забить себе несколько клиньев с китайском обществе. Интернет — одна из площадок, демонстрирующих состояние духа в современном китайском социуме, и здесь есть голоса, громко говорящие в пользу западной системы ценностей. Часто выдвигается предположение, что за подобными настроениями стоит, скорее всего, именно молодежь.
Однако на тему того, насколько такие мысли действительно характерны для молодых людей, еще следует поспорить.
Можно с уверенностью утверждать, что если взять китайскую молодежь в целом, то по сравнению с большинством ровесников из других стран молодые китайцы оказываются куда более закаленными в идеологическом плане. Когда западные ценности пришли в Китай, среди молодежи было рассеяно множество их разрозненных кусочков, однако по прошествии уже очень долгого времени все эти кусочки не собрались, как надеялся Запад, в единую разрушительную политическую силу. Молодые китайцы открыты для внешнего мира и всякого рода модернизаций, однако одновременно с этим они сохраняют базовую политическую «трезвость». Они не торопятся присоединяться к «большой волне» так называемых «государств, вошедших в переходный период» и становиться «поколением, которое опрокинуло Китай».
Крутые перемены в Восточной Европе, Арабская весна, цветная революция на Украине и даже беспорядки в Таиланде: все эти новости распространялись в Китае одновременно с поучениями западных стран и многократно отточили рассудительность молодых китайцев. Факты показывают, что способность китайской молодежи вбирать в себя как информацию из внешнего мира, так и уроки родины ярко контрастирует с «инфантилизмом», который они столь часто демонстрируют. Естественно, что у китайцев более основательная идеологическая подготовка, чем у жителей некоторых стран Восточной Европы или Ближнего Востока. Даже во времена, когда у нас нет твердой уверенности в своих силах, в идеологическом плане все еще сохраняются некоторые важные опоры, помогающие нашему обществу выстоять перед лицом трудностей.
Если пробежать глазами по китайским социальным сетям, то складывается ощущение, будто эта страна пряма завтра будет новым Египтом или Украиной. Посмотришь на диссидентов, которых так восхваляет Запад, или избранную ими молодежь, и кажется, будто Китай уже превратился в новую вотчину западных ценностей. Однако китайское общество, включая и молодых людей, раскусывает обман, предлагаемый такими иллюзиями, и постепенно осознает реальное положение вещей.
В 90-е годы прошлого столетия, когда Китай активно продвигал тезис о том, что на начальном этапе построения социализма курс должен оставаться неизменным в течении ста лет, среди китайской молодежи эту точку зрения поддерживало меньше людей, чем сегодня. В наши дни все больше молодых людей разделяют мысль о том, что перед Китаем лежит особый путь, путь построения социализма с китайской спецификой. Интернет оживил политические дискуссии, однако сегодня в студенческой среде политическая атмосфера самая спокойная за все время существования нового Китая. Что обусловило подобную перемену? В стране довольно высокий уровень согласия с политической линией правительства. Всех больше волнует вопрос о том, как реализовать самих себя в условиях, когда страна твердо встала на путь нормального развития.
Конечно, вопрос молодежи всегда будет стоять остро, и на него никогда не будет простых ответов. В эпоху открытого общества часть молодых китайцев отошла от распространенной в стране системы ценностей, что может привести к серьезным и тяжелым последствиям. Молодежь всегда оказывается наиболее восприимчивой к несправедливостям, существующим в обществе, и стрессу, который сопутствует процессу модернизации. Далеко не первыми ощущают они и преимущества роста благосостояния в Китае, однако настроения общества во многом определяются именно молодыми людьми.
Большинство китайских семей все внимание уделяют ребенку, подобный семейный уклад не может не отразиться на укладе уже всего общества, поэтому одной из ключевых политических задач должно быть предоставление молодым людям более широкого спектра возможностей по самореализации. Если в молодежной прослойке все спокойно, то стабильность царит, по большей части, и во всем обществе. Это высказывание особенно справедливо в отношении Китая. Сейчас китайское общество стремительно стареет, но и это не притупит внимания общества к вопросу молодежи.
Михаил Делягин: реванш "пятой колонны" Возвращение либералов грозит России уничтожением. Социально-экономические проблемы нашей страны нарастают. И дело не в украинском кризисе, не в остающихся ничтожными санкциях и не в "холодной войне", объявленной нам Западом: дело в том, что принципиальный и последовательный отказ от развития даже теоретически ведет к одному-единственному результату — уничтожению. И для отдельного человека, и для целого общества.
А либеральная политика, осуществляемая сейчас точно так же, как и 90-х, и в "нулевых" — это именно отказ от развития. Последовательный и принципиальный. Россия бьется в "петле Кудрина"
Энтузиазм, вызванный воссоединением Крыма с Россией, наглядными беспомощностью и лживостью Запада, саморазоблачением его либеральной "пятой колонны" в России и восстанием на востоке Украины, постепенно сходит на нет.
Дело не в отсутствии активной внешней политики российского государства, изображающего из себя боксерскую грушу Запада в худших позднесоветских традициях.
Либеральный курс, нацеленный на реализацию интересов глобального бизнеса против интересов нашего народа, продолжает реализовываться так же последовательно и неуклонно, как и в 90-е, и в 2000-е.
Сверхдоходы государства от экспорта сырья идут не на развитие страны, а на поддержку финансовых систем ее стратегических конкурентов, прямо характеризующих Россию в качестве "врага". Лучшие предприятия получают возможность брать взаймы в этих финансовых системах свои собственные деньги, ранее заплаченные ими российскому государству в виде налогов; остальные лишены и этой возможности и, по сути, отрезаны от кредита.
Его дороговизна подрывает конкурентоспособность экономики ничуть не хуже присоединения к ВТО на заведомо кабальных, по сути дела, колониальных условиях.
При этом внешний кредит иссякал еще до начала Западом "информационной войны" против России: в силу роста сравнительной привлекательности США, с одной стороны, и ухудшения экономической конъюнктуры в нашей стране, с другой, — финансовые потоки стали обходить нашу страну.
Ключевая причина этого ухудшения конъюнктуры — организованный либералами искусственный "денежный голод", подрывающий хозяйство и блокирующий активность даже обеспеченного сектора экономики: захлебываясь от денег, благополучные структуры не знают, кому их дать — ибо ни надежным заемщикам, ни привлекательным инвестиционным проектам просто неоткуда взяться.
Регулирование спекуляций и производства осуществляется практически одинаково, в результате чего последнее приходит в упадок. Нехватка даже не специалистов, а просто людей с нормальной трудовой мотивацией повсеместна: либеральная реформа образования, нацеленная на ликвидацию профессионалов и штамповку из молодежи "квалифицированных потребителей", способных лишь взять кредит, но не подумать о его нужности и перспективах возврата, полностью успешна.
Единственным способом поддержания экономики, доступным в рамках либеральной социально-экономической политики, становится ослабление рубля. Однако оно осуществляется не одномоментно, а в течение длительного времени (с середины октября по середину марта), в интересах не страны в целом, а спекулянтов, что максимизирует не только доходы последних, но и разрушительные последствия для общества. При этом негативные последствия девальвации уже перевешивают весьма ограниченные позитивные.
В частности, реальные доходы основной массы населения снижаются. По имеющимся оценкам, с лета прошлого года, и после начала девальвации масштабы обеднения людей стали проявляться уже и в официальной статистике. Возможности расширения торговли и, соответственно, оживления экономики за счет кредитования населения практически исчерпаны: заметная часть россиян загнана в безысходное "долговое рабство", пытаясь взять новые кредиты не для улучшения своей жизни, а для погашения ранее взятых.
В регионах организован полноценный бюджетный кризис: федеральный центр возлагает на них все новые обязанности, не сопровождая их деньгами. В результате разрушение социальной сферы и самой ткани повседневной жизни стало нормой быта на огромных пространствах России.
Несмотря на некоторое улучшение конъюнктуры в I квартале, экономический рост (0.8%, и это успех) не достигнет минимально необходимого для поддержания социально-политической стабильности в рамках действующей модели темпа в 5,5%. А значит, "группы влияния" будут, страдая от неудовлетворенных аппетитов, рвать на части друг друга и многострадальное население, "раскачивая лодку" так, как не снилось никаким революционерам — а Россия в целом будет медленно оплывать в системный кризис и распад, подобные украинскому.
С той разницей, что нас, вместо бандеровцев, майданить, скорее всего, будут исламисты — при безоговорочной поддержке хипстеров, отчаявшегося офисного люда, разоренных кризисом и коррупцией бизнесменов и под общим руководством опирающегося на Запад либерального клана.
Евромайдан в Киеве истово веровал, что после свержения Януковича Запад немедленно подарит Украине 150 или 160 млрд. евро. Майдан в Москве будет свято верить в подобную же глупость — просто потому, что отчаявшиеся люди верят во все, что расскажут им "враги их врагов".
Экономика приговорена к спаду
Эта перспектива настолько прозрачна, что вызывает тревогу уже и в российском руководстве. Но пока попытки даже робких изменений к лучшему неуклонно отвергаются в фирменном реформаторском стиле.
Так, на успевшем стать знаменитым "ночном совещании" у Путина после феерического выступления Медведева в Госдуме была отвергнута идея смягчения "бюджетного правила", позволявшая направить на развитие экономики более 3 трлн. руб. за 3,5 года.
О том, насколько необходимо такое смягчение, свидетельствует то, что автором этой идеи выступил либерал Улюкаев — верный соратник Гайдара, ныне возглавляющий многострадальное Минэкономразвития. Ему и помощнику Путина, лучшему макроэкономисту России Белоусову, противостоял сплоченных фронт правительственных либералов во главе с премьером Медведевым, усиленный "экспертом" Кудриным.
Это совещание поставило крест на многих надеждах. Российское государство сделало принципиальный выбор, отказавшись от развития в пользу продолжения разрушения своей страны и удушения ее в "петле Кудрина". Мы уверенно идем к дестабилизации по тому или иному сценарию, в конечном итоге — к новому Майдану.
Теперь не вызывает сомнения: уже в этом году Россия от затухающего экономического роста перейдет в нарастающий экономический спад: решение об этом, по сути дела, принято.
Конечно, усугубление социально-экономических проблем будет усиливать внимание президента как к ним, так и к либеральным членам правительства и руководителям Банка России. Но пока он демонстрирует полное доверие к людям, сохранение которых у власти легко превратит их в могильщиков не только всей страны и народа, но и самого Путина.
Секрет их выживаемости прост: любой руководитель занимается сам тем, что считает главным. Главным становится либо грозящее катастрофой, либо обещающее стратегический успех. Все остальное поручается доверенным людям — и, если все в порядке, обычный руководитель оценивает их по результату, не вникая особо в характер их деятельности и не пытаясь отделить их вклад в этот результат от воздействия объективных факторов.
Возможно, Путин искренне считает, что именно прекрасно умеющие рекламировать себя либералы, а отнюдь не безумный рост цен на нефть, подарили ему десятилетие уверенного экономического роста и сверхдоходов — и просто считает, что история доказала их правоту. На их стороне и простая человеческая благодарность, и по-прежнему колоссальный для нашей правящей тусовки авторитет Запада.
Поэтому разворот от либерализма к здравому смыслу, со всеми неизбежными кадровыми проблемами (ибо строить страну после четверти века национального предательства — занятие тяжкое, и любители "пилить бюджеты" им не соблазнятся), для Путина крайне тяжел и по психологическим, и по организационным причинам.
Между тем, времени для такого разворота у него остается все меньше.
Продолжение либеральной политики разграбления и уничтожения страны на 2014-2015 годы драматически повышает риск срыва в системный кризис: позитивная хозяйственная и психологическая инерция многолетнего роста уже исчерпывается, и в этом году точно сойдет на нет.
Между тем переход к политике развития в 2015 году, хоть и возможен по принципу "все вдруг", как это было в 1998 году при Примакове, Маслюкове и Геращенко, требует весьма существенной организационной подготовки. Нужно в корне переработать бюджет, а это, самое меньшее, месяц работы. А после этого нужно еще проработать наиболее значимые вопросы с ведомствами-исполнителями и региональными властями: это еще минимум месяц. И, наконец, кадровое оздоровление — тоже отнюдь не мгновенное дело: новые руководители должны принять дела, освоиться с аппаратом (и освободить его от неизлечимых либералов), притереться друг к другу: тоже не меньше месяца.
Таким образом, чтобы начать комплексное развитие России в 2015 году, по сугубо техническим причинам надо оздоровить правительство и Банк России, очистив их от либералов, навсегда оставшихся в 90-х годах и мечтающих вернуть туда Россию, до 1 октября этого года. В противном случае в 2015 году придется менять политику в авральном режиме, перекраивая ее "по живому", а это, как показывает опыт спасения страны от последствий дефолта 1998 года, ведет к потере возможностей, времени и болезненным ошибкам.
У Путина осталось лишь четыре с небольшим месяца.
Что делать?
Оговорюсь сразу: в данной статье я опишу лишь срочные меры, которые принесут немедленный результат.
Одновременно с ними придется "запускать" множество совершенно необходимых преобразований, которые улучшат нашу жизнь далеко не сразу.
Их перечень очевиден для всех: прежде всего, это судебная реформа, которая доведет независимость и профессионализм судов хотя бы до советских стандартов, о которых сегодня можно, увы, лишь мечтать.
Это нормализация образования и здравоохранения, которые должны вновь стать инструментами созидания нации, а не ее циничного грабежа. Они должны быть доступны, что в стране с 80% населения, не могущими с текущих доходов купить товары длительного пользования, означают "бесплатны или почти бесплатны для большинства", но, прежде всего, они должны быть. Сегодня качественное здравоохранение и образование доступны для большинства россиян так же мало, как и правосудие.
Бесплатным или почти бесплатным для большинства должно вновь стать и жилье: остроту жилищного кризиса сегодня можно сравнить лишь с послесталинским временем или периодом Первой русской революции.
Государственное регулирование должно прекратить жестоко подавлять добросовестное следование установленным им нормам и негласно поощрять мошенников, глумящихся над ними и теми, кто им следует. Разгул преступности, невидимый из-за недоверия граждан к правоохранительной системе, должен быть беспощадно пресечен.
Работа в этих направлениях должна начаться сразу же по оздоровлении государства, но необходимый быстрый эффект обеспечит иное: возвращение "от реформ к нормальности" в социально-экономической политике.
Прежде всего, государство должно начать комплексную модернизацию инфраструктуры: сначала автодорог и ЖКХ, затем энергоснабжения, затем остального. Инфраструктура — единственная сфера, в которой государство застраховано от неизбежно недобросовестной конкуренции с бизнесом: эффект от инвестиций, сделанных одним, достается всем, поэтому, за исключением информационных технологий, вложения в инфраструктуру непосильны даже самому крупному бизнесу.
Модернизация инфраструктуры резко сократит издержки общества, а с другой — создаст огромный "фронт работ", предъявит колоссальный спрос на все виды созидания: от стратегического планирования и создания новых технологий до обычного добросовестного труда.
Однако для начала модернизации надо выполнить четыре категорических условия.
Первое — кардинальное ограничение коррупции: иначе модернизация вместо российской инфраструктуры коснется элитных поселков в фешенебельных странах, порицающих саму мысль о защите Россией своих интересов, возможно, потому, что российские коррупционеры привыкли вывозить награбленное именно к ним.
Вопреки распространенным мифам, снижение коррупции до безопасного уровня (в отличие от ее полного искоренения) — дело вполне выполнимое даже в условиях глубокого разложения правоохранительных органов, судов и политиков.
Необходимо разорвать круговую поруку, связывающую взяточника с взяткодателем: для этого, по примеру Италии, освободить последнего от ответственности в случае сотрудничества со следствием. Не смягчить наказание в случае совпадения мнений следователя и судьи, как это имеет место у нас сейчас в виде "деятельного раскаяния", а гарантированно и точно освобождать от ответственности! Это делает взяточника, по сути дела, заложником того, у кого он вымогает взятку, и работает весьма эффективно.
Второе средство ослабления коррупции следует заимствовать у США: это конфискация у семьи не сотрудничающего со следствием члена организованной преступности всех добросовестно приобретенных (то есть легализованных) активов с сохранением минимума, достаточного для очень скромной жизни. Это разрушает экономическую основу мафии (а с ней и коррупции), так как никакого общака не хватает на всех (он не для того и создается), а значительная часть пойманных мафиози и коррупционеров предпочитает рискнуть жизнью, сотрудничая со следствием, ради благополучия своих близких.
Второй необходимый для модернизации инфраструктуры шаг — ограничение произвола монополий: иначе вместо поставленной цели, как это было с "недоступным жильем" Медведева, получим взвинчивание цен на все, связанное с ее достижением.
Ключевой момент здесь — коренное расширение полномочий антимонопольной службы. Она должна стать аналогом КГБ в экономике, получая по простому подозрению в злоупотреблении монопольным положением всю финансово-экономическую информацию любой фирмы (разумеется, неся ответственность за неразглашение коммерческой тайны, пока не будет доказана виновность последней).
При резких колебаниях цен антимонопольная служба должна по опыту Германии получить право сначала возвращать цены на место, а затем уже расследовать обоснованность их изменения, так как расследование может длиться месяцы и даже годы, за которые ущерб экономике может стать невосполнимым.
Кстати, стоит взять на вооружение и немецкое отношение к частной собственности, святость и само право на существование которой признаются, лишь пока она служит обществу. Если частная собственность начинает наносить обществу вред, она беспощадно и без каких бы то ни было сантиментов ограничивается.
Важный инструмент ограничения произвола монополий — обеспечение доступа производителям (особенно сельхозпродукции) свободного доступа на рынки крупных городов. Возможно, придется прибегнуть даже к вооруженной силе, но решение этой задачи абсолютно необходимо.
Наконец, для обуздания коммунальных монополий необходимо дотировать все платежи за услуги ЖКХ, превышающие 10% семейных доходов. Дотировать из местных бюджетов, но при нехватке в них средств — из региональных и федерального. Это сделает жертвой коммунальных монополий не разрозненное население, а всесильный Минфин, и вынудит правительство обуздать их аппетиты. А там, где местные и региональные власти окажутся настолько профессиональными, что сумеют нормализовать аппетиты ЖКХ, вмешательства центра и не потребуется.
Цена вопроса
Однако и обуздания монополий мало для успешной модернизации инфраструктуры. Ведь средства, направленные на нее, должны оживлять российскую экономику, создавать рабочие места у нас, а не в Китае и Германии. Значит, для успешной модернизации нужен разумный протекционизм — на уровне хотя бы Евросоюза.
Присоединение к ВТО на заведомо кабальных условиях уже подтвердило старое правило, что в страну идут либо товары, либо инвестиции: инвестиционный рост сменился после этого нарастающим спадом, а отток капитала побил все внекризисные рекорды задолго до воссоединения с Крымом.
Ситуацию нужно исправлять, но рабочие места должны занимать граждане, а не гастарбайтеры: иначе вместо России скоро возникнут Внешняя Маньчжурия и Северный Таджикистан. А для этого зарплата не должна быть ниже прожиточного минимума, а сам этот минимум должен быть достаточен и гарантирован всем гражданам.
Это ведь вопрос не столько экономики, сколько Конституции: признает ли государство гарантируемое им своим гражданам право на жизнь? А если признает, то почему позволяет платить 11% населения столько, что их жизнь превращается в медленное умирание, почти как в концлагере?
Цена спасения жизней наших сограждан невелика — около 600 млрд. рублей в год, значительная часть которых вернется в бюджет в виде налогов. При неиспользуемых остатках на счетах федерального бюджета в 7,5 трлн. рублей это не критичные расходы. Да и обуздание произвола монополий, снизив цены, снизит расходы и на спасение людей, и на последний из шагов, необходимых для успешной модернизации инфраструктуры.
Помимо нее, нужна нормализация налогов: сегодня, чем богаче человек, тем меньше он отдает государству. Оплата труда большинства, даже если она ниже прожиточного минимума, урезается государством на 39.2%: сначала 30% обязательных социальных взносов, и лишь с оставшегося — 13% пресловутой "плоской шкалы подоходного налога". Не применяемой почти нигде, кроме России, где обеспеченный человек при помощи нехитрых манипуляций может платить государству лишь 6%.
Поскольку страна превращена в налоговый рай для сверхбогатых, налоговая нагрузка на бедных чрезмерна — и люди в массовом порядке "уходят в тень". Именно этот процесс является главной причиной пенсионного кризиса, о которой власть целомудренно умалчивает.
Разумный выход — введение плоской шкалы обязательных социальных взносов по ставке 15% (на что согласен бизнес, но не чиновники) в сочетании с умеренно прогрессивной шкалой подоходного налога. Доходы ниже трех прожиточных минимумов надо освобождать от налогообложения вообще (ибо стыдно), а от 700 тыс. рублей в месяц (это те сбережения, которые государство гарантирует гражданам в банках) и выше — брать 20%. Просто чтобы люди, имеющие в силу своих доходов большие, чем в среднем, возможности влияния на общество, чувствовали и свою большую ответственность перед ним.
Важен и налог на наследство. Разумеется, с обычной квартиры и, тем более, машины налог брать не надо. А вот с дворца и коллекции "Майбахов", не говоря о корпорациях, — необходимо, и этот налог также должен быть прогрессивным.
О деоффшоризации не надо говорить — ее надо делать: отменить режим избежания двойного налогообложения с оффшорами и объявить бесхозными и безвозмездно конфискуемыми любые активы, права собственности на которые не будут в течение полугода выведены из оффшоров.
Россия никогда не смирится с грабительской приватизацией, согласие на которую было куплено у тогдашнего поколения за бесплатную приватизацию квартир и ваучерный мираж. На смену тому поколению приходят новые, обреченные на нищету: созданное их предками им не достанется. Компенсационный налог по итогам приватизации в виде разницы между стоимостью имущества на момент приватизации и тому, что поступило в бюджеты, должен взиматься пакетами акций, чтоб предприятия не несли ущерб, а общество вернуло себе командные высоты в экономике.
Наконец, неспекулятивный малый бизнес должен получить свободу: он должен быть освобожден от всякого налогообложения своего производства и торговли произведенным, а на Дальнем Востоке и в Забайкалье это правило надо распространить и на средний бизнес.
Каждая из перечисленных мер самоочевидна — и каждая абсолютно неприемлема для российских либералов. Очищение от них власти есть вопрос не прогресса, а простого выживания России. Источник: zavtra.ru
\\\ Регулирование спекуляций и производства осуществляется практически одинаково, в результате чего последнее приходит в упадок. Нехватка даже не специалистов, а просто людей с нормальной трудовой мотивацией повсеместна: либеральная реформа образования, нацеленная на ликвидацию профессионалов и штамповку из молодежи "квалифицированных потребителей", способных лишь взять кредит, но не подумать о его нужности и перспективах возврата, полностью успешна. \\\\
\\\\ Это совещание поставило крест на многих надеждах. Российское государство сделало принципиальный выбор, отказавшись от развития в пользу продолжения разрушения своей страны и удушения ее в "петле Кудрина". Мы уверенно идем к дестабилизации по тому или иному сценарию, в конечном итоге — к новому Майдану. \\\\
До 2020 года у Европы нет альтернативы российскому газу Реальные изменения на европейском газовом рынке произойдут не ранее 2020 года. Такой прогноз дал в беседе с корреспондентом "РГ" начальник управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при Правительстве РФ Александр Курдин. И до этого времени никакой альтернативы российскому газу никому найти не удастся. Да и потом этот вопрос весьма неоднозначен.
Тем не менее, лидеры G7 планируют в июне на саммите в Брюсселе согласовать план действий на случай, если зимой Украина останется без российского газа, информирует британская газета The Independent. Как сообщил накануне глава Минэнерго Александр Новак, Россия переводит поставки газа на предоплату, поскольку Киев не расплатился вовремя за апрельское топливо. А постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов не исключил приостановки поставок. И в Европе понимают, что любое ограничение импорта энергоносителей из России немедленно скажется на ценах. Поэтому по всей Европе планируется построить новые терминалы для сжиженного природного газа. А США обещают снять ограничения на экспорт сланцевого газа. ЕС также обсуждает прокладку новых газопроводов с запада на восток и из Африки в Европу.
Первое впечатление от таких заявлений - что это, скорее, политическая риторика, за которой не стоят обоснованные решения, комментирует намерения наших партнеров Александр Курдин. Сейчас, считает он, самое большее, чем Запад может помочь Украине, - это дать денег на оплату российского газа. Потому что от топлива из России Украина не сможет отказаться, считает эксперт.
Значительные поставки газа на Украину из Европы осуществить сложно, в первую очередь, из-за юридических вопросов - словацкая компания Eustream осложняет возможность широкомасштабного реверса. У Украины есть возможность увеличивать поставки через Польшу и Венгрию, и G7 может оказать в этом дипломатическую и финансовую поддержку. Сложно сказать, что за происхождение будет у этого газа, технически по этим путям его можно передавать не только из России. Так или иначе, заинтересованность Украины в альтернативных источниках импортного газа велика, полагает Александр Курдин. Но пока практически неосуществима.
Но уже сейчас ясно, уточняет эксперт, она будет тесно связано с развитием поставок сжиженного природного газа (СПГ). Терминалы для него в США будут входить в строй с 2016 года. Правда, частично газ уже законтрактован азиатскими партнерами. Так что американское топливо не сможет сразу существенно повлиять на рыночную конъюнктуру в Европе. Но постепенно поставки будут наращиваться, тем более что для Европы это вопрос большой политики. К тому времени у ЕС не будет проблем и с инфраструктурой для приема и передачи потребителям американских поставок. Впрочем, даже через шесть лет совсем отказаться от российского газа Европа не сможет - по крайней мере 15 процентов рынка точно останется за Россией, уверен Александр Курдин.
А, может, и значительно больше. Два члена "Большой семерки" - Италия и Франция - подтвердили на днях, что окажут поддержку проекту газопровода "Южный поток", который идет в обход Украины. Напомним, с ним "Газпром" связывает надежду на увеличение своей доли на европейском рынке. Сейчас она составляет около 30 процентов и более 50 процентов на Украине. Источник: rg.ru
Реформа листинга "Московской Биржи": дополнительный спрос в полмиллиарда долларов на акции "Газпрома" 12.05.2014 18:37
Реформа листинга "Московской Биржи" произойдет 2 июня. Она заключается в сокращении количества котировальных списков и унификации предъявляемых требований для включения в них. Имеющим серьёзные последствия для рынка представляется расширение состава высшего котировального списка, инструменты из которого доступны для вложений пенсионных накоплений. Совокупный объём пенсионных накоплений в НПФ на начало 2014 г составляет 1,1 трлн руб., из которых порядка 7% инвестированы в акции. Расширение списка доступных для вложений акций приведёт к появлению дополнительного спроса на бумаги "новичков" (сейчас в Листе А2) в списке. Одновременно стоит ожидать сокращения позиций в имеющихся на данный момент в портфелях бумагах (Лист А1). Почему бы не воспользоваться последствиями предстоящих "технических" изменений в системе листинга биржи, сделав ставку на опережающий рост отдельных "фишек"?
Ниже приведён список акций, входящих в настоящий момент в Лист А2, и которые являются потенциальными бенефициарами предстоящей реформы. Особый интерес представляют, прежде всего, крупнейшие из них - "Газпром" (как же управляющие могут пройти мимо компании №1 в России), ГМК "Норникель", "МегаФон" и АФК "Система". Именно в них стоит ждать притока средств в объёме до 25 млрд руб. в перспективе лета-начала осени. Главным бенефициаром ребалансировки портфелей НПФ станут акции "Газпрома", в которые может прийти около 17 млрд руб. Почти на 4 млрд руб. дополнительного спроса стоит ждать в акциях ГМК "Норникель".
Расширение списка ценных бумаг, включаемых в высший котировальный список, и ужесточение требований по размеру капитализации акций в свободном обращении приведёт при прочих равных к сокращению имеющихся вложений пенсионных накоплений в акции из Листа A1 примерно на треть. При этом, отдельные эмитенты (например, "Энел ОГК-5" и "МРСК Центра") не смогут удовлетворить ужесточившимся требованиям.
Суммарная капитализация акций в свободном обращении из Листа А2 превышает 2 трлн руб. против 3,8 трлн руб. у компаний уже входящий в высший котировальный список. Если предполагать, что управляющие будут аллокировать пенсионные накопления между доступными для покупки бумагами, взвешивая их по капитализации, то при прочих равных вложения в уже присутствующие в портфеле акции должны будут сократиться на треть. Наибольший отток средств следует ожидать в акциях-"тяжеловесах": из бумаг "ЛУКОЙЛа" "утечёт" около 6 млрд руб., из "обычек" "Сбербанка" - порядка 5 млрд руб.
Однако нужно ориентироваться не только на абсолютные значения вероятного притока/оттока средств пенсионных накоплений из отдельных инструментов, но и на соотношение этого показателя со среднедневным объёмом торгов. Чем больше это значение, тем продолжительнее и, вероятно, с более выраженным влиянием на рыночные котировки обещает быть ребалансировка инвестиционных портфелей НПФ для данного инструмента. \\\ Таблица \\\ http://www.finam.ru/analysis/newsitem/reforma-l...
\\\\\ Один из обсуждаемых вариантов — назначение Хлопонина куратором ТЭК вместо вице–премьера Аркадия Дворковича, рассказал РБК источник в аппарате правительства. По его словам, в правительстве задумана реорганизация: все недропользование и энергетика будут переданы Хлопонину. Передача части полномочий Дворковича Хлопонину — «одна из тем, которая обсуждается», знает еще один собеседник в социальном блоке правительства. Документ может быть подписан в течение недели–двух, говорит он.
Сложившееся распределение полномочий премьер утвердил в мае 2012 года. Дворкович курирует энергетику и промышленность (кроме обороны), сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, госполитику в области транспорта и связи. \\\\ http://www.bigpowernews.ru/news/document56357.p...
Индексы Dow Jones и S&P 500 обновили исторические максимумы
08:4013 Мая 2014 года Новости
НЬЮ-ЙОРК, 13 мая. ПРАЙМ. Ростом основных котировок завершились в понедельник торги на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Индекс Dow Jones - важнейший показатель деловой активности в США - вырос на 112,13 пункта (0,68%) до отметки 16695,47 пункта, достигнув таким образом нового исторического максимума. Индекс S&P 500 (включает 500 самых крупных компаний американского рынка) также обновил рекорд, прибавив 18,17 пункта (0,97%) и достигнув отметки 1896,65 пункта. Индекс электронной биржи NASDAQ поднялся на 71,99 пункта (1,77%) до отметки 4143,86 пункта. \\\ http://www.1prime.ru/Stocks/20140513/784723518....
Что будет, если из России уйдут "Виза" и "Мастеркард" Пока еще совсем непонятно, какие контуры обретет национальная платежная система, но есть опасность, что, в худших традициях подобных процессов последних лет, на фоне запретительных для иностранных операторов условий, в основу НПС ляжет национальный оператор платежных инструментов (в частности, видимо, пластиковых карт).
В лучших традициях Салтыкова-Щедрина и последних лет, новый закон поставлен с ног на голову: он начинает не с построения нового, а с создания невозможных условий для старого - с обеспечительного депозита и требований по созданию локальной инфраструктуры для международных платежных систем.
Что будут делать «Виза» и «Мастеркард» в создающейся ситуации? Сам по себе обеспечительный депозит их не слишком смутит: чистая выручка «Визы» составляет около 1%, а чистый доход - примерно 0,1% от оборота. Депозит, таким образом, составит более чем двухгодовую прибыль этих компаний в России. За привлечение кредита в размере двухлетней прибыли в России (для размещения на депозит) компании будут выплачивать процентами не больше 6-8% годовой прибыли в России в год, а эту сумму не составит труда компенсировать за счет роста комиссий. Причем «Виза» и «Мастеркард» легко обойдут ФАС: повысят разные комиссии, и обвинить их в сговоре будет невозможно.
Значительно серьезнее вопрос использования такого депозита для наложения штрафа за отказ от обслуживания того или иного банка. Это прямое вмешательство государства в коммерческие отношения во внесудебном порядке, которое принуждает «Визу» и «Мастеркард» не разрывать отношения даже тогда, когда они имеют на это право, даже тогда, когда банки-контрагенты нарушают договор. Оставаться в регионе, который дает тебе всего около 2% мирового бизнеса, но в котором ты рискуешь быть обвиненным в нарушении американских законов (а это - огромные штрафы в США), если не хочешь быть обвиненным в их исполнении (а это теперь тоже огромные штрафы, но уже в России), да к тому же не имеешь права выбирать контрагентов, - спорное удовольствие. Так что, возможно, новый закон вместо защиты рынка от «произвола» «Визы» и «Мастеркарда» заставит их с рынка уйти, причем до появления карт НПС.
Очевидно, в данном случае защита совсем не срабатывает, и Россия добровольно отрезает своих граждан от международных платежных средств. Зачем это делается? Возможно (это просто предположение), причина - в 45 миллиардах долларов, которые российские туристы тратят каждый год за границей. Власти в России всерьез готовятся к худшим временам, когда, как в позднем СССР, валюты будет не хватать. Закрыть границу физически они пока не готовы, но вот отрезать платежные инструменты с помощью этого закона и затем ввести норму вывоза валюты (скажем 500 долларов на человека) они вполне могут. Ущерб от ухода «Визы» и «Мастеркарда» из России для внутренних операций власти совсем не волнует, иначе бы сперва создали замену, а потом ужесточали условия.
Но допустим, «Виза» и «Мастеркард» остаются, а проект НПС идет параллельно. В этом случае НПС почти наверняка встанет в один ряд с остальными проектами «национального ответа» Западу: во внушительном списке, ранжированном по успешности, «худшими» будут «ё-мобиль», отечественный поликристаллический кремний, «Роснано», Сколково и команда «Формулы-1», «лучшими» - «Сухой Суперджет» и система ГЛОНАСС.
«Худшие» проекты - это утопии, которые в России долгое время, невзирая на здравый смысл, удается выдавать за возможную реальность - ради воровства, пиара или того и другого. Лучшие - это проекты, которые могли бы быть успешными, если бы не нарушали законы рынка - в первую очередь о необходимости конкурентных преимуществ для достижения успеха. Очевидное нежелание «вписываться» в рынок компенсируется в этих проектах активным участием государства - как спонсора, как покупателя и как циничного лоббиста. Отсутствие конкуренции оборачивается низким качеством. Все вместе - заканчивается созданием работающего, но неконкурентоспособного изделия, которое, в общем, никому не нужно, кроме тех, кому оно навязано (или подарено) государством.
Карточный НПС может попасть в любое место в этом ряду - все зависит от подхода и последовательности. Если вопрос будет пущен «на самотек», НПС приземлится где-то около «ё-мобиля» - тихо и незаметно. В крайнем случае купят внутрь одну из существующих в России карточных систем (с обязательной переплатой в два раза и распилом), отрапортуют о создании НПС и забудут.
Если вопрос будет возведен в ранг «национального приоритета», его ждет судьба ГЛОНАСС: будут выделены большие деньги (распилены и снова выделены); пройдет интенсивная подковерная борьба за подряды; работа будет поручена «своим»; долго (пару лет) будет создаваться система; она будет слабой, но работающей; поскольку целью исполнителей будет заработать по максимуму, скорее всего, для карт НПС будет нужно оригинальное оборудование - от терминалов до банкоматов; тем не менее все оборудование будет импортным, как и большая часть ПО; пройдет серия скандалов с участием прокуратуры и Счетной палаты, может быть даже кто-то сбежит или кого-то посадят; нигде, кроме России и Белоруссии (за пару миллиардов долларов нового долгосрочного льготного кредита) продукты НПС приниматься не будут.
В какой-то момент будет созвано совещание на тему «Почему никто не пользуется НПС?». Будет дано указание - «решить вопрос». Банкиров соберут и обяжут выпустить столько-то карт НПС. Банкиры начнут плакать и требовать взамен помощи в организации процессинга и сопутствующих льгот; все дадут; банки начнут к выпускаемым картам «Виза» и «Мастеркард» бесплатно прикладывать карты НПС и рапортовать о выпуске; госпредприятия обяжут перевести все зарплаты на карты НПС; они переведут; магазины вынуждены будут подстраиваться и, преодолевая проблемы процессинга, начать обслуживать эти карты; постепенно (года через четыре после старта в лучшем случае) сформируется пространство из примерно 20-30 миллионов карт, с которых 80% зарплаты будет сниматься наличными, а 20% - тратиться в магазинах (это характерно для зарплатных проектов в государственных компаниях). Причем все эти карты будут низкомаржинальными, поскольку по зарплатным картам НПС много не заработает.
Государство будет планово спонсировать систему, которая будет выполнять узкий круг навязанных потребителю услуг. У НПС, которая будет каждый год выбивать финансирование у государства, экономика которого и так не сахар, а с каждым годом все хуже, финансирование будет по минимуму. НПС по отношению к скажем «Золотой Короне» или «Сберкарт» будет как Сколково по отношению к Физтеху: очень дорого, очень пафосно, непонятно зачем, результата не видно.
Если сложить это с в любом случае малым масштабом операций (у «Визы» и «Мастеркарда» в мире - миллиарды карт, даже в России - более 100 миллионов), нет надежды на развитие НПС в конкурентную «Визе» и «Мастеру» систему как по качеству и спектру услуг, так и по надежности и удобству для клиентов. Соответственно, нет надежды на международное развитие. «Юнион Пей» не получится: китайская система принадлежит сотням банков, а карты ее (более 3 миллиардов) принимаются в 141 стране мира. НПС будет принадлежать ЦБ и работать в двух странах. Проект обречен быть «оборонным» по сути, убыточным и, значит, тянущим экономику назад.
Решит ли такая система, когда появится, задачу защиты России от потенциально враждебных действий «Визы» и/или «Мастеркарда», если последние все же не уйдут до того? Нет: расчеты с помощью инструментов НПС будут возможны только на территории России; спектр ее продуктов однозначно будет уже, чем у «Визы» и «Мастеркарда». Сегодня, при остановке расчетов «Визы» и «Мастеркарда» по картам российских клиентов, последним надо будет пойти в банк и снять наличные, если они находятся в России; за границей у них будут проблемы. При наличии карт НПС клиентам в случае остановки «Визы» и «Мастеркарда» надо будет пойти в банк и перевести деньги на карты НПС (мало кто будет при наличии «Визы» держать на карте НПС деньги, а две карты, привязанные к одному счету, будет невозможно создать); за границей же их проблемы никак не изменятся.
Зато ритейлеры и банки от создания НПС получат дополнительные расходы на альтернативный процессинг и дополнительную работу бэк-офисам, а значит, дополнительный персонал - в условиях нехватки рабочих рук в целом в России отвлечение даже по 100 человек в среднем на банк приведет к переаллокации почти 100 000 квалифицированных сотрудников с образованием в этот новый сектор (это примерно 0,5% всех работоспособных жителей России с высшим образованием) - при нулевом влиянии на ВВП.
Есть ли альтернатива новому закону и НПС перед лицом (мифической) угрозы отключения всех карт «Виза» и «Мастер» на территории России? Конечно есть. Необходимо договориться с «Визой» и «Мастеркардом» о порядке отказа в обслуживании банков: установить период уведомления в несколько месяцев, определить ограниченный круг причин, по которым это возможно (к сожалению, санкции в этот перечень войдут). Параллельно надо стараться диверсифицировать платежные инструменты: максимально упрощать законодательство в сфере онлайн-платежей без использования карт и создание анонимных карт; организовывать и развивать совместные продукты по типу существующего «Золотая Корона - Мастеркард»; предложить «Визе» и «Мастеркарду» сделку: они создают инфраструктуру на территории России, а Россия ее финансирует и дает им налоговые льготы; не просто договориться с «Юнион Пей» о работе в России, с приемом ее карт как российскими, так и китайскими банками, а войти в систему в качестве акционера.
В современном мире ни одна страна, тем более технологически слабая, не может не только конкурировать, но даже выживать, не развивая международное сотрудничество. Провоцирование конфликта с миром с последующим гордым ультиматумом лидерам мирового рынка и угрозой создать свою замену на коленке уже не проходят.
Насколько все же велик ущерб от гипотетического отключения «Визы» и «Мастеркарда» для России? В масштабах страны - проседание торговли на небольшое время (пока покупатели перестроятся на оперирование наличными) и необходимость для онлайн платежных систем искать замену картам для осуществления платежей. Торговый оборот по картам в России составляет около 15% общего оборота. Можно предположить, что ретейл потеряет от полумесяца до месяца продаж по картам - это от 0,6 до 1,2% годового оборота. Проникновение онлайн-платежей невелико - суммарный годовой объем не превышает 10 миллиардов долларов (1,2% общего торгового оборота), при этом существенная часть платится не через карточные счета.
В масштабах отдельных частных и корпоративных клиентов уход «Визы» и «Мастеркарда» - это досадное неудобство, необходимость снятия наличных вместо использования карт. И надо заметить, что новый закон делает такое отключение еще до создания НПС существенно более вероятным.
Тем, кто все еще уверен в необходимости НПС, предлагаю задуматься над следующим списком других возможных «отказов»:
отказ поставлять в Россию запчасти для самолетов «Боинг» и «Эйрбас» приведет к параличу всей российской авиации и катастрофе экономики в течение месяцев; отказ поставлять лекарства приведет к гуманитарной катастрофе в течение месяцев; отказ поставлять телекоммуникационное оборудование приведет к критическим проблемам в экономике в течение месяцев; отказ обслуживать долларовые и евровые транзакции российских банков приведет к коллапсу банковской системы в течение недель.
Почему же мы с карточек начали? Может, просто надо прекратить стучать ботинком по трибуне, отгораживаться забором и пугать производителей модельной обуви ростом выпуска валенок? А деньги, предназначенные для НПС, потратить на финансирование науки, а то у нас денег на науку выделяется (в пересчете на человека) в 45 раз меньше, чем в США? Андрей Мовчан Источник: snob.ru
Президент России Владимир Путин 20 мая посетит с официальным визитом Китай, сообщает пресс-служба Кремля. Российский лидер едет туда по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина.
Переговоры лидеров двух государств пройдут в Шанхае. В ходе визита предполагается подписать ряд важных документов в торгово-экономической, энергетической и гуманитарной сферах. Си Цзиньпин и Владимир Путин обсудят сотрудничество России и Китая на международной арене. «Ожидается, что визит ознаменует выход двусторонних отношений на новый этап всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия», — информирует Кремль.
Кроме того, 21 мая президент России примет участие в четвертом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Намечен ряд двусторонних встреч российского лидера с участниками саммита.
В последний раз Владимир Путин и Си Цзиньпин виделись в феврале, когда китайский лидер приезжал на Олимпийские игры в Сочи. http://www.bfm.ru/news/257616
Россия выделит на космическую отрасль 1,8 трлн руб до 2020 года
15:5013 Мая 2014 года
МОСКВА, 13 мая - Прайм. Госпрограмма «Космическая деятельность России на 2013-2020 гг.» предусматривает выделение из бюджета 1,8 трлн руб, сообщает сайт Роскосмоса, где размещен соответствующий документ.
Госпрограмма предусматривает несколько этапов и задач, в том числе модернизация космодромов Плесецк и Байконур, создание на территории России нового космодрома «Восточный»; создание научно-технического и технологического задела для разработки перспективных образцов ракетно-космической техники; обеспечение международного сотрудничества в области использования космического пространства в мирных целях.
Госпрограмма утверждена постановлением правительства от 15 апреля 2014 г.
Индекс S&P 500 обновил исторический максимум, превысив 1900 пунктов в начале торгов
17:5613 Мая 2014 года
НЬЮ-ЙОРК, 13 мая. ПРАЙМ. Фондовый индекс S&P 500, который включает 500 самых крупных компаний американского рынка, вырос в начале торгов на 0,2%, до 1900,2 пункта, снова обновив исторический максимум.
Индекс Dow Jones вырос на 0,2% и достиг 16726,1 пункта, индекс электронной биржи NASDAQ - на 0,1% до 4149,1 пункта.
Росту котировок не помешала публикация данных по объему розничных продаж в США, которые оказались несколько хуже прогнозов. Как сообщило министерство торговли страны, этот показатель в апреле повысился на 0,1% по сравнению с прошлым месяцем, тогда как аналитики ожидали его увеличения на 0,5%.
"Мы все еще на начальной стадии восстановления экономики, - отметил брокер инвестиционной компании Stifel Nicolaus & Co Чад Моргенлэндер. - Поэтому в течение года факторы, лежащие в основе роста экономики, будут продолжать улучшаться".
ИНДЕКС S&P 500 Прогноз индекса S&P 500 на 15 лет. Прогноз от 01.01.2014 Долгосрочный прогноз индекса S&P 500 от Агентства Прогнозирования Экономики.
Согласно прогнозу, значение индекса к 2028 году вырастет до уровня в 8000 пунктов. Далее приводим график прогнозируемого изменения индекса в течение 15 лет \\\\ Согласно прогнозу, фондовый индекс Standard and Poor's 500 ждет пятилетка роста с коррекцией в 2016-м году. Индекс закончит 2014 год выше 2300 пунктов. А вот к концу 2015 году индекс SnP 500 снизится немного ниже 2000. В 2016 году индекс преимущественно будет колебаться в пределах 1900-2100 пунктов. Далее - рост. Уже к 2017 году индекс будет тестировать уровень в 2900 пунктов. \\\\ Далее график прогноза индекса S&P 500 в период 2019-2023 годов. http://apecon.ru/content/blogcategory/31/128/
mfd.ru → Новости → Финансовые новости → 14 мая 2014 г. → Минфин готовит механизмы по переводу оплаты час... сегодня 10:31 Минфин готовит механизмы по переводу оплаты части экспорта РФ на рубли - Силуанов
МОСКВА, 14 мая - РИА Новости. Минфин РФ прорабатывает вопрос о переводе расчетов на рубли по отдельным видам экспортных товаров с учетом рисков, с которыми могут столкнуться экспортеры и зарубежные покупатели российских товаров, сообщил глава министерства Антон Силуанов.
"Мы готовы хоть завтра (перейти на рублевые расчеты - ред.), но вопрос в контактах, потому что есть контракты, которые предусматривают возможность оплаты в рублях, но это не используется", - сказал он журналистам.
Силуанов пояснил, что переход на оплату в рублях может сулить определенные издержки для экспортеров и для покупателей отечественной экспортной продукции.
"Потому что им нужно будет покупать рубли, а рубль сейчас немножко волатильный, и плюс платить комиссию потом при обмене валюты на рубли, поэтому они могут "налететь" на определенные издержки. Поэтому здесь есть определенные риски, но механизм мы готовим, прорабатываем", - отметил министр.
Многие торговые партнеры уже используют рубль в торговле с Россией: в частности, китайские, некоторые европейские, а также до недавнего времени - украинские.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru/ обязательна.
Внимание! Уважаемые посетители сайта mfd.ru, предупреждаем вас о следующем: ОАО Московская Биржа (далее – Биржа) является источником и обладателем всей или части указанной на настоящей странице Биржевой информации. Вы не имеете права без письменного согласия Биржи осуществлять дальнейшее распространение или предоставление Биржевой информации третьим лицам в любом виде и любыми средствами, её трансляцию, демонстрацию или предоставление доступа к такой информации, а также её использование в игровых, учебных и иных системах, предусматривающих предоставление и/или распространение Биржевой информации. Вы также не имеете права без письменного согласия Биржи использовать Биржевую информацию для создания Модифицированной информации предназначенной для дальнейшего предоставления третьим лицам или публичного распространения. Кроме того, вы не имеете права без письменного согласия Биржи использовать Биржевую информацию в своих Non-display системах.