В течение 2023 года компания «СДЭК» активно развивала бизнес за пределами РФ – открыла более 200 офисов в СНГ и дальнем зарубежье, расширила географию сервиса «CDEK ID» и почти в 2 раза увеличила выручку международного направления в сегменте B2B.
В 2023 году «СДЭК» открыл 138 представительств в странах СНГ и 67 офисов в дальнем зарубежье. Как отмечают в компании, на рынки СНГ пришлось 8% от всей выручки «СДЭК», а прирост к прошлому году составил 100%. Выручка международного направления в сегменте B2B выросла в 1,8 раз (+81%).
Подводя итоги 2023 года по проекту CDEK.Shopping, эмитент утверждает, что доставка товаров уже стала доступна из 15 стран, и теперь компания отправляет заказы не только по территории России, но также в Казахстан и Армению. В ближайших планах запуск сервиса в Азербайджане.
«Наша команда работает над тем, чтобы покупатели могли заказывать товары с привычных зарубежных маркетплейсов через CDEK.Shopping без ограничений. Мы продолжаем следить за потребностями покупателей и активно расширяем ассортимент с помощью использования аналитики платформы и AI-интеллекта, заводим новые бренды и категории, - комментируют в компании. – В 2024 году мы планируем добавить новые страны, из которых будем доставлять товары. В частности, этот список пополнят Вьетнам, Япония и Южная Корея».
Также компания вывела на международный уровень проект «CDEK ID» и программу лояльности для клиентов. Теперь сервис для отправки и получения посылок без предъявления удостоверяющих личность документов доступен в Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии.
В дальнейших планах по расширению международного присутствия компания сфокусируется на развитии сети в текущих странах. В СНГ «СДЭК» продолжит укрепление позиций в Казахстане, Киргизии, Белоруссии, Армении, Грузии, Узбекистане, Азербайджане. Кроме того, будет открыт первый офис в Туркменистане. Особое внимание эмитент планирует уделить развитию азиатского направления (Тайланд, Вьетнам, Индонезия, Южная Корея) и рассматривает сценарии выхода на рынок Латинской Америки, в частности, открытие представительств в Бразилии и Аргентине.
ООО «Сибирское стекло» («Сибстекло», крупнейший производитель стеклотары за Уралом, актив РАТМ Холдинга) стало первым предприятием стекольной отрасли, выпустившим в обращение цифровые финансовые активы (ЦФА).
Как рассказал генеральный директор «Сибстекла» Антон Мор, ЦФА, предусматривающие ежемесячную выплату купонного дохода, представлены на двух платформах: «Атомайз» — на 200 млн рублей сроком на 9 месяцев под 18% годовых, и «А-Токен» Альфа-банка — на 100 млн рублей сроком на 6 месяцев под 19,5% годовых.
— Ставки по займам не плавающие, а фиксированные, чтобы максимально расширить круг инвесторов, в том числе, неквалифицированных, — пояснил Антон Мор.
Деньги направят на пополнение оборотного капитала для увеличения закупок стекольных отходов — их применение позволяет снижать энергоемкость производственных процессов и, как следствие, промышленную нагрузку на окружающую среду. Кроме того, завод поддержит устойчивость цепочек поставок минеральных ресурсов: сделав акцент на сотрудничестве с добывающими компаниями из Сибири, «Сибстекло» сократит транспортный след при перевозке песка, доломита и полевого шпата в два раза.
Финансовый директор ООО «Сибстекло» Екатерина Нестеренко отметила:
— Размещение ЦФА на «А-Токен» началось 21 марта и за сутки уже реализованы все активы. Предполагаем, что в ближайшее время спрос на ЦФА «Сибстекла» на платформе «Атомайз» также будет повышенным. Как показала практика, потребителям такой инвестиционный инструмент интересен. Это позволяет предприятию привлечь «короткие деньги» для оперативных расходов.
В настоящее время «Сибстекло» увеличивает складские запасы вторичного сырья, а также готовой продукции для бесперебойных поставок клиентам в так называемый высокий сезон, что и обеспечит прибыль для погашения ЦФА. Уровень долговой нагрузки остается приемлемым. Ключевые производственные показатели растут, компания демонстрирует финансовую устойчивость.
По словам президента РАТМ Холдинга Эдуарда Тарана, спрос на токенизированные ценные бумаги бурно растет, хотя привлечение средств через ЦФА для промышленных предприятий пока еще является экзотикой.
— Решая операционные задачи, «Сибстекло» открывает новые инвестиционные возможности — использует современные и гибкие инструменты, в кратчайшие сроки обеспечивающие доступ к ликвидным финансовым ресурсам, — комментирует Эдуард Таран. — «Сибстекло» продолжает формировать публичную долговую историю, это способствует повышению узнаваемости бренда в инвестсообществе и соответствует стратегии, предполагающей выход на IPO в среднесрочной перспективе.
Кредитный рейтинг ООО «Ультра» был подтвержден на уровне «В|ru|». Агентство изменило прогноз с «развивающегося» на «стабильный».
Пересмотренный рейтинг был опубликован 21 марта. В качестве ключевых позитивных факторов, оказавших воздействие на оценку, агентство выделило:
Среднюю оценку рентабельности по чистой прибыли. В 2023 году она составила 4% (2022 год: 1%). НРА отмечает стабилизацию схемы распределения денежных потоков внутри группы, после пополнения оборотного капитала производственного актива — ЗАО «БЗСН» в 3 квартале 2023 года.
Умеренный для отрасли оптовой торговли уровень долговой нагрузки. Отношение чистого долга с учетом текущего размера выданных поручительств за связанные компании и лизинговых обязательств к показателю EBITDA, рассчитанного как сумма операционной прибыли и амортизации за последние 12 месяцев от отчетного периода, на 31.12.2023 г. составило порядка 7,3х (на 31.12.2022 г: 1,4х). Без учета поручительств показатель оценивается в 6,0х.
Средний уровень перманентного капитала. По оценкам НРА, отношение суммы собственного капитала и долгосрочного долга, с учетом лизинговых обязательств и корректировки временной структуры долга на облигации с офертой в ноябре этого года, к активам на 31.12.2023 г. составило порядка 0,5 (на 31.12.2022 г.: 0,7).
Продолжительный срок присутствия компании на рынке. Компания осуществляет деятельность с 1999 года и претерпела значительное развитие бизнеса от перепродажи до собственного производства.
Диверсификацию по рынкам сбыта. Продажа продукции осуществляется практически во всех федеральных округах, преимущественно в Центральном и Сибирском федеральных округах.
Также эксперты НРА указали ряд сдерживающих факторов: низкая оценка обеспеченности собственными оборотными средствами; невысокий уровень оборачиваемости дебиторской задолженности; снижение рентабельности капитала; невысокая доля на российском рынке; внешние бизнес-риски, связанными с ролью компании в бизнесе и зависимостью бизнеса от цен на металл; низкий уровень раскрытия информации ввиду отсутствия консолидированных данных по группе; высокая концентрация выручки на одном покупателе; невысокий уровень корпоративного управления и развивающаяся система управления рисками.
«Один из факторов, который повлиял в декабре на снижение рейтинга до „В|ru|“, — перераспределение прибыли в пользу завода ЗАО „БЗСН“ (оферент по выпуску Ультра-БО-02: ISIN: RU000A1078K5, № 4B02-02-00481-R от 26.10.2023). Тогда это решение было принято с целью формирования оборотного капитала завода для его автономной работы. Поставленной задачи удалось достичь. В этом году мы не планируем перераспределение денежных средств на заводы. Все предприятия группы самостоятельно формируют прибыль с 1 января 2024 года. В связи с этим вся маржинальность группы будет оседать на ООО „Ультра“ — эмитенте.
Также отмечу, что всё оборудование, которое мы приобретали с использованием денежных средств, полученных с помощью облигационных займов, поступило на производство. Техника установлена, апробирована и запущена в тестовом режиме. Мы получаем необходимую сертификацию по ряду новинок.
Другой немаловажный фактор, который хочется отметить, — нам удалось поднять отгрузочные цены для ряда клиентов. В декабре мы сообщали об их увеличении на 7 — 10%. После было согласовано еще одно повышение, которое сейчас вступило в силу. Мероприятия по повышению стоимости продукции для наших партнеров были проведены для нивелирования воздействия роста цен металла на финансовые результаты компании.
Благодаря проделанной работе, мы ожидаем, что к концу первого полугодия рентабельность по EBITDA вернется к уровню 2022 года», — прокомментировал собственник и генеральный директор ООО «Ультра» Артем Гурштейн.