Прошедшая неделя заслуживает того, чтобы подвести итоги. Таких падений за неделю мы не видели с 2008 года. Индекс S&P500 упал на 92,9 пункта; это -7,19%. Если бы не шортокрыл во второй половине торговой сессии в пятницу, то падение за неделю могло бы составить 10%.
Прежде всего, всех интересует вопрос: Что это? Вторая волна кризиса или коррекция?
Падение от максимумов этого года в начале мая составило уже 14,8%. Для коррекции это уже приличное падение. В прошлом году падение от максимумов составило 17,3%.
Индекс S&P500 подошел к 200-периодной недельной скользящей и к той точке, в которой он встречал объявление о QE2.
Отметим, как много общего между 2010 и 2011 годом.
Максимумы были зафиксированы в начале мая. Обе коррекции являются очень продолжительными по средним меркам, В 2010 году коррекция продлилась 18 недель, сейчас уже 14 недель, но она еще не закончилась.
В то же время в 2010 году ударная неделя была в самом начале, а в этом году ударная неделя 14-я по счету с начала. Это аргумент в пользу того, что коррекция продолжится. Очень редко ударная неделя оказывается последней.
Почему обе коррекции оказались столь продолжительными? Все сразу станет ясно, если посмотреть на график внизу, где показано изменение индекса S&P500 в % с 8 августа 2008 года.
Потому что, обе коррекции являются (пока) вовсе не коррекциями, а трендами в рамках медвежьего рынка. Рост рынка в течение этого периода на самом деле является коррекциями.
Сейчас многие заговорили о том, что это начало второй волны кризиса.
Однако отметим, что нынешняя ситуация фундаментально очень сильно отличается от ситуации 2008 года.
Прежде всего, на рынке чрезвычайно много ликвидности.
Во-вторых, кредитные рынки функционируют без сбоев, а доступ к ликвидности имеют почти все финансовые институты.
В- третьих, Федрезерв и функционально и психологически готов к новому витку кризиса. Фед контролирует ситуацию.
В- четвертых, положение доллара сильно изменилось за это время. Доллар продолжит слабеть – это признают аналитики всех крупнейших инвестдомов. Слабость доллара позитивно влияет на стоимость акций и других рискованных активов.
В- пятых, предложение всех основных фиатвалют растет и это создает инфляционное давление на активы.
В- шестых, рынок US Treasuries в связи с растущим госдолгом и слабостью доллара уже не является столь надежной гаванью для уходящих от риска капиталов.
Может быть, мы еще увидим в этом году 1000 пунктов по индексу S&P500, но практически невероятно, что мы увидим рынки в таком же свободном падении, как это было в 2008 году.
Везде огромное количество кэша, и инвесторы не знают, куда его вкладывать.
Нынешняя политика Феда, которую Билл Гросс характеризует как финансовые репрессии, искусственно снижает доходность американских казначейских бумаг; но от этого не повышается их привлекательность. Такая политика не сможет быть долго эффективной и на самом деле создает серьезный риск коллапса для US Treasuries.
Укрепление доллара и уход от рисков в такой ситуации не могут оказаться слишком долгими.
Таким образом, это падение может еще продолжиться несколько недель, хотя следующая неделя с большой вероятностью даст нам некоторый отскок вверх.
Нынешняя рыночная фаза, на мой взгляд, связана с настоятельной потребностью обеспечить спрос на аукционах US Treasuries, проводимых Казначейством.
Подробно описал эту тему в статье: С чем было связано ралли прошлой недели - грядет ли коллапс UST ?
Это очень важная статья, объясняющая причины нынешнего падения. А то, как это достигается, описано в другой статье «Марионетки».
Европейский долговой кризис, конечно, существует в реальности, но многие преувеличивают его значение. Может быть, когда-нибудь и еврозона разлетится на куски, но сейчас европейский долговой кризис прежде всего «марионетка» в руках банковского картеля.
Если вы прочитаете внимательно эти две статьи, то поймете фундаментальную сущность нынешней монетарной политики США.
Образно это можно сравнить с качанием маятника между двумя крайними точками. Одна из них – рынок облигаций (US Treasuries). Другая – рынок акций.
Сейчас маятник движется к верхней точке «рынок облигаций». Фед пытается обеспечить ход маятнику как можно дальше, хотя это и рискованно для US Treasuries.
Продолжительность нынешней фазы снижения рынков акций главным образом зависит от того, насколько быстро Федрезерв примет решение о начале новой программы количественного смягчения и каков объем этой программы будет.
Если анонс QE3, не сама программа, а именно анонс, будет в августе, как это было в 2010 году, и объем программы составит хотя бы 600-1000 млрд. долларов, то коррекция закончится и мы увидим продолжение роста и попытку возвращения к максимумам этого года.
На следующей неделе, 9 августа состоится заседание ФОМС и оно приобретает очень важное значение.
Если не 9 августа на ФОМС, и не 23 августа в Джексонхоле, где банкиры традиционно встречаются, чтобы обсудить будущие действия, не прозвучит сигналов QE3, то в сентябре будет возможен уже серьезный заход вниз.