Когда я был молодым подросшим щенком — я был нищий, как и почти всё моё пост-советское поколение. Но был у меня один дружок, немного постарше меня — бывают такие люди — работает, вроде, в одной сфере с тобой, но все вокруг бедные, а у него всё ок. Он ездил на чёрном Ягуаре с хищной кошкой на капоте и иногда по работе я катался с ним, надеясь проникнуться духом Ягуаров и иных атрибутов приличной жизни. С тех прошло много лет, но я запомнил одну фразу, которую он сказал мне тогда: «Пойми, богатый человек — это не тот, у кого много денег, а тот, кому просто хватает».
Вот, глядя на нынешнюю ситуацию на рынке, я часто вспоминаю про тот старый Ягуар и про тех, «кому просто хватает».
У людей часто вызывает непонимание выход в кэш или покупка ОФЗ.
— Семь процентов годовых? Десять процентов годовых? И сидеть так месяцами? Это же потеря времени! Надо держать бумаги! Иначе не заработаешь! Надо набирать плечи!
Кажется, люди забывают про суть маржинальной торговли. Плечи — это долги. Набирая плечи, вы живёте в долг. Вам настолько не хватает денег, что нужно постоянно их занимать?
Мне хватает. По жизни. Это «way of life».
Итоги апреля.
Депо: +3,24% (Для сравнения MCFTRR: +7,62%. SP500 в рублях: +7,17%. USDRUB: +3,42%)
С начала года: +16,22%.
Валютная переоценка и рост российских бумаг тащили депо. Российский портфель я сильно сократил по мере роста ценников на акции, поэтому в ралли участвовал ограниченно. Бакс в первой половине апреля отвезли на хаи, а к концу месяца опустили обратно — за ним и таскался мой портфель. Пик был в середине месяца, затем просадка на пару процентов к концу апреля. Портфель американских акций продолжал погружение с вялыми попытками отскока. Сектор materials временно вышел из моды, но я остаюсь ему верным. В общем, невыразительный месяц лично для меня, но очередной положительный результат, что не может не радовать.
Структура портфеля на первое мая.Российские акции: 28%
Американские акции: 26%
Резервы: 46%
В резервах — ОФЗ, юань, рубль и немного долларов.
На случай большой распродажи есть и кэш на депозитах. Но это должна быть очень большая распродажа.
Кому интересно, какие акции в каком количестве лежат в российском и американском портфеле — публикую всё подробно в своей “Инвест-будке” — t.me/invest_budka. Туда же пишу мысли по рынку и выкладываю сделки в момент совершения.
Что делалось в апреле.
В апреле я действовал по плану, который был изложен в годовом обзоре и в обзоре прошлого месяца. Я считаю, что по риски растут — и в РФ, и в США, а апсайды — по мере роста российского рынка — снижаются.
В апреле сокращал растущие российские бумаги — Сбер, АФК, Мечел Преф, Газпром, Русснефть. Месяц назад российский портфель был 34% от депо, а сейчас сократился до 28% — при том, что бумаги заметно выросли.
Американский портфель выглядел грустно. Акции вяло сползали вниз. Лишь GEOS порадовал старого пса. Эту бумагу я собирал на падении последние пару лет — и вот, наконец, она ожила и я сдал с профитом первую треть позиции. Огорчил NESR, который после полутора лет мучений ушёл на делистинг — и здесь пришлось зафиксить лося.
В середине апреля продал юани, которые покупались на ИИС, когда доллар упал в район 50 рублей, а мой долларовый счёт в Финаме был уже забит до отказа. Это небольшая часть валютных резервов, около 3% депо.
Планы на май.
Не вижу повода отходить от своего видения ситуации и от планов на год. Я считаю, что с высокой вероятностью мы увидим серьёзную турбулентность на рынках до конца года. Экономика США уже хрустит под прессингом высоких ставок и истории с потолком гос.долга — и там с высокой долей вероятности что-то сломается. Российский потребитель устал бояться войны и мобилизации — и по весне лучится оптимизмом. Это пройдёт — я уверен. А на рынке, где 90% сделок совершают физики — именно потребительское настроение играет важнейшую роль. Поэтому я продолжу сокращать позиции в акциях, если мне будут предлагать хорошую цену. В РФ цены уже неплохие, в американских materials пока можно подождать отскока.
Почему я не выхожу в кэш/облигации полностью и не шорчу рынок, если так настойчиво жду обвал? Просто потому что кризисы и катастрофы плохо поддаются предсказанию. А если представить себе игру, в которой ни один игрок не может выиграть, а ставки продолжают расти — то в какой-то момент обоим игрокам становится выгоднее остановиться и уйти при своих — причём, не разыгрывая последнюю, самую высокую ставку. Стоит держать это в уме и надеяться на лучшее. А плохой мир, как известно, лучше, чем «вот это вот всё»...