В своей предыдущей статье об усилении конкуренции на мировом рекламном онлайн рынке и перспективах развития в связи с этим бизнеса крупнейших ИТ компаний я писал, что такие социальные сервисы как Facebook и Twitter в последнее время оказывают все более сильное негативное влияние на бизнес поисковых компаний. Речь шла о том, что за счет набранной огромной аудитории — 1,3 млрд ежемесячных пользователей Facebook и 0,3 млрд Twitter — эти соцсети непрерывно генерируют в огромных количествах бесплатный качественный контент, готовый к употреблению и привлекающий пользователей. Соответственно, листая ленты своих соцсетей, интернет пользователи все менее охотно пользуются интернет поиском, а значит, интернет поисковики теряют потенциальные доходы и долю онлайн-рекламного рынка, так как они напрямую зависят от количества поисковых запросов.
Конечно, проблемы с глобальными изменениями в предпочтениях пользователей является негативной новостью для казалось бы устоявшихся бизнес-моделей поисковиков, но дело в том, что это не единственное, что должно их заботить. Сейчас я хочу поговорить о том, что по мере роста числа интернет пользователей в мире происходит сегментирование поискового рынка по территориальному признаку и по типу услуг. Соответственно, усиливается конкуренция и между поисковиками за счет нишевых игроков. Например, важнейший операционный показатель у Google в виде количества поисковых запросов в последние несколько кварталов фактически стагнирует, а в некоторые месяцы даже демонстрирует негативную динамику. Ниже я привел данные за январь 2013-го и 2014 года (месяц выбран для того, чтобы корректно оценить в том числе российские сервисы без учета известных всем украинских событий). Эта статистика отлично показывает, как всего лишь за год за счет развития социальных сервисов, сервисов по онлайн-торговле и альтернативных поисковиков на развитых и развивающихся рынках количество запросов через сам Google снизилось более чем на 5% г/г, до 114 млрд.
Количество поисковых запросов во всем мире в различных сервисах по состоянию на январь 2013 года, млрд
Источник: comScore, January 2013.
Количество поисковых запросов во всем мире в различных сервисах по состоянию на январь 2014 года, млрд
Помимо упомянутого мною изменения поведенческого характера пользователей из-за развития соцсетей, быстрой экспансии китайских поисковиков baidu.com и 360.cn из-за протекционизма властей КНР и социализации торговых сервисов очевидно, что давление на операционные показатели Google оказывают и быстрорастущие поисковые сервисы на развивающихся рынках. Например, речь идет о том же Яндексе и Mail.ru Group, которые по количеству поисковых запросов в месяц находятся уже на 4 и 9 местах в мире (!) соответственно. Более того, сильные показатели поисковика от Microsoft я также связываю с экспансией на развивающиеся рынки восточной Европы, в том числе с использованием такого конкурентного преимущества, как собственная мобильная платформа с обширным патентным портфолио ранее поглощенной Nokia с лояльными пользователями.
Итак, на текущий момент Google, конечно, продолжает оставаться неоспоримым лидером мирового интернета по количеству поисковых запросов, опережая ближайшего конкурента почти на порядок по их числу в месяц. Тем не менее, уже вряд ли можно сказать, что компания обладает абсолютным конкурентным преимуществом. По мере развития интернет рынка нишевые игроки отбирают у него всю большую долю (в основном в неанглоязычных развивающихся странах). При этом в англоязычных странах давление на операционные показатели оказывают уже упомянутые социальные сервисы, отвлекающие на себя внимание пользователей. Я по-прежнему уверен, что в виду всего вышеперечисленного темпы роста выручки и маржа Google будут испытывать все большее давление.
С учетом сплита акций 2 к 1 пока оставляю справедливую цену одной бумаги Google неизменной на уровне в $599,25. Долгосрочная рекомендация ― «держать». Бумаги Google пока не торгуются на российском рынке, однако российские инвесторы за разумную комиссию имеют возможность в них инвестировать, так как большинство крупных брокеров предоставляет услуги по инвестициям на зарубежных площадках. Как альтернатива — можно купить на Московской Бирже паи ПИФов или ETF, например, на основе индекса MSCI USA.