Свершилось! Правительство огласило первые меры по предотвращению роста цен на продовольствие. Чтобы сдержать продуктовую инфляцию, государство будет ежедневно отслеживать цены на ряд продуктов питания.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: как это может отразиться на публичных ритейлерах и на их капитализации. В принципе, ответ на этот вопрос прост: нейтрально. И даже более того, я предполагаю, что госконтроль за ценами косвенно может позитивно сказаться на бизнесе FMCG-сетей. На данный момент речь идет только о мониторинге цен, а не об их государственном регулировании. При этом следить будут как розничными, так и за оптовыми ценами, которые выставляют поставщики сетям. В результате можно предположить, что количество поставщиков, которые постараются воспользоваться ситуацией и необоснованно поднять цену на определенные товары, может сократиться. Не думаю, что много компаний захотят рисковать и попадать под особое внимание контролирующих органов ради получения разовой прибыли. Да и самим ритейлерам невыгодно завышать цены на свои товары, так как это может привести к значительному оттоку покупателей, что негативно отразится на объемах выручки.
Впрочем, несмотря на то, что пристальное внимание госорганов пока не угрожает ритейлерам, есть риск того, что за мониторингом последуют реальные меры по ограничению роста цен. Если это произойдет, то негативного влияния такой меры отечественным ритейлерам уже не избежать. Регулирование цен грозит потерей рентабельности. При этом сигналы о том, что это может быть следующим шагом правительства, уже есть. По заявлению одного из членов комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков, если будет установлено, что цена на какой-либо товар растет, может быть проведено расследование и в отношении продавца примут административные меры.
В случае реализации такого сценария публичные ритейлеры пострадают менее значительно, чем небольшие сети и частные магазины, так как крупные розничные продавцы имеют надежный запас прочности и большие возможности для контроля над издержками, переговоров с поставщиками и так далее. В частности, крупным компаниям значительно проще переложить ответственность за рост цен на поставщиков, обратившись в Минпромторг. Кстати, X5 Retail Group так и поступила, когда один из ее поставщиков уведомил о значительном повышении цен. В результате этого обращения данный поставщик пошел на попятную и стал отрицать факт такого уведомления. Целевая цена ADR X5 составляет $25,1, потенциал роста 40%, рекомендация — «покупать».
При этом очередной раз наиболее защищенным при таком развитии событий останется ритейлер Магнит. Эта сеть имеет наиболее развитую и эффективную логистическую сеть, а также является одной из самых гибких на отечественном рынке в отношении ценовой политики. Совокупность этих факторов позволит компании сохранить рентабельность на приемлемом уровне, а возможность держать цены ниже, чем у конкурентов окажет позитивное влияние на количестве покупателей. Целевая цена акций Магнита составляет 10,1 тыс. руб., потенциал роста — 11%, рекомендация — «держать».