Сеть ЛУКОЙЛ-Украина входит в пятерку лидеров украинского рынка по количеству АЗС и объему реализации топлива через розничную сеть. При этом ЛУКОЙЛ — не единственная российская компания, присутствовавшая до настоящего времени на украинском рынке. Крупными сетями в стране также владеют Роснефть (порядка 170 АЗС под брендом ТНК) и Татнефть (порядка 70 заправок под брендом Tatneft). К слову, Татнефть в последние годы планомерно сокращала сбытовую сеть в стране, а несколькими годами ранее она потеряла контроль над Кременчугским НПЗ. ТНК-BP до поглощения Роснефтью также рассматривала возможность продажи Лисичанского НПЗ в Украине. Что касается ЛУКОЙЛа, то собственный Одесский НПЗ компания остановила в 2010 году, а в 2013-м закрыла сделку по его продаже за символические для такого актива $45 млн Группе ВЕТЭК.
Причина в том, что импортируемая в Украину нефть стоит относительно дорого, в то время как импортируемые из Белоруссии нефтепродукты — относительно дешево. На страну приходится порядка половины ввозимых в Украину нефтепродуктов. Все это ударило по рентабельности производства топлива на территории страны. Из шести НПЗ работает лишь Кременчугский НПЗ, который загружен наполовину. Также государством сдерживаются темпы роста цен на топливо. Чтобы нефтепереработка на Украине вновь стала прибыльной для российских компаний, Киеву необходимо изменить внешнеторговую политику, а также рассмотреть возможность субсидирования отрасли.
В свете указанных причин, видимо, пришел черед продажи и украинских сбытовых активов ЛУКОЙЛа. На мой взгляд, учитывая проблемы рынка топлива Украины и геополитические проблемы в стране, продажа сети АЗС ЛУКОЙЛа, которая является одной из крупнейших, целесообразна. Компания сможет сфокусироваться на более перспективных европейских рынках сбыта, на которых к тому же НК сможет реализовывать продукцию принадлежащих ЛУКОЙЛу перерабатывающих заводов в регионе, которые загружаются собственным и покупным сырьем.
С учетом специфики украинского рынка, стоимость одной АЗС в рамках сделки оценить сложно, в среднем она может составить приблизительно $300-$500 тыс., а сумма сделки — $70-120 млн. В нормальных условиях стоимость одной АЗС могла бы достигать от $750 тыс. до $1 млн при условии, что заправка удачно расположена и имеет высокий показатель средней прокачки. Как только появятся данные о сумме сделки ЛУКОЙЛа, можно будет судить о том, насколько выгодной она была для НК и как отразится на стоимости акций компании.
Что касается других российских игроков на украинском рынке, то можно ожидать, что Татнефть продолжит сокращать сеть АЗС в стране. С Роснефтью дела обстоят сложнее. Компания отказалась от идеи продажи Лисичанского НПЗ, но запустить не работавший с 2012 года завод по-прежнему не удается. Роснефть рассчитывала сделать это летом текущего года. Ранее в СМИ появлялись новости о возможном приобретении доли в активе Украиной, а недавно НПЗ был обстрелян силовыми структурами. Как по политическим причинам, так и в надежде на то, что конъюнктура украинского рынка улучшится, Роснефть, скорее всего, не захочет расставаться с НПЗ и сетью АЗС на Украине, тем более, что цена продажи активов была бы низкой.
Целевая цена по акциям ЛУКОЙЛа — 2815 руб., рекомендация — «покупать».