Геополитические риски продолжают давить на рубль и ЦБ уже не так уверенно говорит о планах перейти в следующем году к свободному курсообразованию. Из-за событий вокруг Крыма в начале марта регулятор был вынужден резко ужесточить кредитно-денежную политику, повысив ключевую процентную ставку и объем валютных интервенций. Эти меры позволили удержать рубль от обвального падения. Сейчас ЦБ утверждает, что подобные меры носят временный характер, но когда они будут отменены пока не понятно. Скорее всего, жесткий вариант денежной политики сохранится как минимум до середины или конца лета. К тому времени геополитическая ситуация может проясниться. Однако, резкий всплеск инфляции в марте и крайне пессимистичный прогноз МЭРТ по оттоку капитала из России в текущем году, в пределах 150 млрд долларов, не оставляют ЦБ особого простора для маневра.
Вариантов развития ситуации не много. Если политические риски пойдут на спад, тогда ЦБ вернется к режиму инфляционного таргетирования. В случае сохранения политических рисков сохранится и нынешняя жесткая политика удержания курса рубля в определенных границах. Правда, те же самые риски могут серьезно помочь российской валюте. Речь идет о переходе на рубли при расчете за российские энергоносители. Эта идея, как говорили в советское время, овладевает массами. И у нее появляется немало сторонников не только среди чиновников и депутатов, но и среди финансистов и представителей энергетических компаний.
Действительно, переход на рубли является очень хорошей защитой от потенциальных санкций. Кроме того, это будет способствовать формированию в Москве международного финансового центра, ведь рубль для приобретения российских нефти и газа надо будет покупать на ММВБ. Однако, с другой стороны, экономически такой переход не слишком оправдан: даже если цены будут устанавливаться в рублях, они останутся привязанными к мировым долларовым рыночным ценам, так что покупатели будут вынуждены нести издержки, связанные с обменом валют. Не исключены и дополнительные валютные риски, а значит, покупатели могут потребовать скидок. К тому же все долгосрочные контракты тех же Газпрома и Роснефти заключены в долларах, а их пересмотр до окончания срока действия вряд ли возможен. Но вот новые контракты, в частности с Китаем и проектом Южный поток, вполне реально заключать уже в рублях. Если, конечно, будет на желание обеих сторон. Но тогда покупателям придется иметь большие резервы в рублях или поддерживать большие объемы своп-позиций по паре рубль/доллар. А существенный спрос на рубли может привести к росту курса отечественной валюты. И знаковый уровень 30 за доллар может вернуться в наш повседневный обиход. И уже ЦБ ,что бы избежать падению конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, придется вновь перестраивать монетарную политику, сдерживая укрепление рубля. Вот только придется ли нам жить в эту пору прекрасную, пока не понятно. А вы, коллеги, как думаете?
Читать далее на tradernet.ru
Всем удачных торгов!