Правительство в основном одобрило закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в новой редакции и поручило доработать его в 5-дневный срок, а затем внести в Госдуму (часть II)

Правительство сегодня на заседании в основном одобрило закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в новой редакции и поручило его доработать в 5-дневный срок, а затем внести в Госдуму.

Как сообщается в материалах Минфина России, представленных к заседанию Правительства,

2. Глава II законопроекта также включает в себя ряд норм, не предусмотренных действующим Законом.

Так, в законопроект введена норма, не допускающая установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Кроме того, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, прямо установленных в пункте 3 статьи 14, пунктах 4 и 5 статьи 17 законопроекта (пункт 3 статьи 6).

Законопроектом предусмотрено разграничение по регулированию операций движения капитала между Правительством и Банком России (статьи 8 и 9).

В отличие от действующего Закона, которым предусматривается разрешительный порядок осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, в законопроекте значительно сокращен перечень капитальных операций, требующих регулирования: оставлены только те, которые могут нанести ущерб экономике, дестабилизировать внутренний валютный рынок, повлечь значительный отток капитала. Ограничения на осуществление отдельных операций движения капитала могут вводиться только в целях предотвращения существенного сокращения национальных валютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

С учетом состояния внутреннего валютного рынка, платежного баланса страны, во избежание расширительного толкования норм о полномочиях органов валютного контроля в проекте предусмотрен исчерпывающий перечень мер, при помощи которых Правительство Российской Федерации вправе устанавливать требования при осуществлении резидентами, за исключением кредитных организаций, валютных операций движения капитала:

- к способам обеспечения исполнения обязательств, включая требование о заключении договоров страхования;

- о резервировании в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов от суммы проводимой валютной операции (может применяться исключительно Правительством Российской Федерации);

- о резервировании в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления валютной операции суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов от суммы проводимой валютной операции;

- об открытии счета в уполномоченном банке;

- об установлении режима счета.

Центральный банк Российской Федерации также вправе устанавливать порядок, предусматривающий вышеперечисленные временные требования при осуществлении отдельных валютных операций движения капитала по согласованию с Правительством Российской Федерации, а также требования к формам и условиям расчетов, о резервировании на срок не более 1 года суммы, не превышающей в эквиваленте 20 процентов от суммы проводимой валютной операции (статья 9).

Введены нормы о регулировании Банком России операций с валютнономинированными и иностранными ценными бумагами и ценными бумагами, номинированными в валюте Российской Федерации, включая расчеты (переводы), связанные с передачей валютнономинированных и иностранных ценных бумаг и ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации (прав, удостоверенных валютнономинированными и иностранными ценными бумагами и ценными бумагами, номинированными в валюте Российской Федерации), а также исполнением обязательств по валютнономинированным и иностранным ценным бумагам и ценным бумагам, номинированным в валюте Российской Федерации, за исключением переводов физическими лицами - резидентами на сумму до 75 тысяч долларов США в течение календарного года в целях приобретения или реализации прав на валютнономинированные и иностранные ценные бумаги, которые осуществляются без ограничений (пункты 6-13 статьи 9).

Данные нормы направлены на реализацию установленных законодательством положений об ответственности Банка России за денежно-кредитную сферу и стабильность национальной валюты.

Регулирование трансграничного движения иностранного капитала является необходимым условием сохранения среднесрочной макроэкономической стабильности в экономике с относительно высокими темпами инфляции, наличием значительного дифференциала процентных ставок, определенных политических и экономических рисков, связанных как с историей развития кризисных явлений в прошлом, так и с отсутствием фактов позитивного функционирования иных инструментов, стабилизирующих систему.

Введение требования о резервировании обусловлено необходимостью обеспечения возврата валютной выручки или товаров по текущим операциям и операциям движения капитала. Вместе с тем, законопроектом предоставляется возможность установления обязанности резервирования только на определенный срок (не более 2 лет), а также установлены предельные суммы резервирования (от 20 до 100 % от суммы проводимой операции) по отдельным видам валютных операций движения капитала, что создает возможность адресного регулирования отдельных операций и обеспечивает возможность создания благоприятных условий для движения капитала. Данная норма будет применяться с учетом состояния платежного баланса Российской Федерации.

Таким образом, законопроект направлен на построение прежде всего информационного контроля за движением капитала, ограничения могут быть введены только в случае действительной необходимости и целесообразности.

В законопроекте содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами (пункт 1 статья 10).

Впервые законодательно закреплен также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками, который не является закрытым и устанавливается Банком России (пункт 3 статья 10).

Во избежание коллизий с нормами Федерального закона "О рынке ценных бумаг" устанавливается, что валютные операции по передаче эмиссионных ценных бумаг, относимых к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации (прав, удостоверенных эмиссионными ценными бумагами), осуществляются с соблюдением требований, установленных федеральными законами о ценных бумагах (статья 12).

Согласно законопроекту купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится через уполномоченные банки в порядке, установленном Центральным банком РФ, и может предусматривать следующие требования:

- об открытии счета в уполномоченном банке;

- установление режима счета;

- о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов от суммы покупаемой иностранной валюты на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты;

- о резервировании на срок не более 1 года суммы, не превышающей в эквиваленте 20 процентов от суммы покупаемой валюты Российской Федерации (пункт 4 статьи 13).

Вместе с тем, законопроектом предусмотрено, что Центральный банк Российской Федерации при установлении порядка купли-продажи иностранной валюты не может вводить одновременно применительно к одному виду валютных операций требование резервировании 100 процентов от суммы валютной операции и 20 процентов от суммы валютной операции (пункт 4 статьи 13). Кроме того, при установлении порядка купли-продажи наличной иностранной валюты не может вводиться требование об идентификации личности.

Законопроектом закреплено право резидентов открывать без ограничений счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в уведомительном порядке, в иных случаях - в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать предварительную регистрацию (пункты 1-3 статьи 14).

Переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать:

- установление режима счета;

- резервирование суммы в эквиваленте 100 процентов от суммы проводимой валютной операции на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления валютной операции (пункт 4 статьи 14).

В отличие от действующей редакции закона проектом предусмотрено, что расчеты при проведении валютных операций осуществляются резидентами через счета, открытые в уполномоченных банках, за исключением валютных операций, указанных в статье 16 законопроекта.

Более полно прописан порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации (статья 17).

Требование о предварительной регистрации вводится для обеспечения информационного контроля за движением капитала и возможности прогнозирования состояния валютного рынка Российской Федерации.

Детально расписан порядок предварительной регистрации, включающий в себя исчерпывающий перечень представляемых резидентами и нерезидентами документов и срок для рассмотрения Центральным банком Российской Федерации заявлений о предварительной регистрации, а также закреплены основания отказа в предварительной регистрации (статья 18). Порядок обращения резидентов за предварительной регистрацией устанавливается Правительством Российской Федерации, что позволит обеспечить наиболее эффективный контроль за соблюдением прав резидентов при обращении за предварительной регистрацией.

Другие новости

28.11.2002
17:58
В четверг цены большинства длинных ОФЗ-ФК продемонстрировали слабое повышение
28.11.2002
17:50
Правительство в основном одобрило закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в новой редакции и поручило доработать его в 5-дневный срок, а затем внести в Госдуму (часть III)
28.11.2002
17:45
ЦБ РФ: Реальный курс рубля в октябре повысился к доллару и к евро на 0.7%
28.11.2002
17:39
НТМК в начале декабря намерен подписать кредитные соглашения с рядом зарубежных банков на сумму 10-12 млн долл
28.11.2002
17:35
Правительство в основном одобрило закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в новой редакции и поручило доработать его в 5-дневный срок, а затем внести в Госдуму (часть II)
28.11.2002
17:33
Анонс публикаций макроэкономических показателей стран "Большой семерки" на 29 ноября
28.11.2002
17:30
Правительство в основном одобрило закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в новой редакции и поручило его доработать в 5-дневный срок, а затем внести в Госдуму (часть I)
28.11.2002
17:27
Рынок валюты: в четверг на валютном рынке наблюдалось затишье в связи с праздничным днем в США
28.11.2002
17:23
Размер возмещения по вкладам составит 95 тыс. руб., что обеспечивает доступ к сбережениям до процедур банкротства для 85% вкладчиков российских банков
Комментарии отключены.