Правительство сегодня на заседании в основном одобрило закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в новой редакции и поручило его доработать в 5-дневный срок, а затем внести в Госдуму.
Как сообщается в материалах Минфина России, представленных к заседанию Правительства,
В целях последовательной либерализации внутреннего валютного рынка и создания условий для увеличения валютных активов, остающихся в распоряжении экспортеров, в законопроекте по сравнению с действующим законом предлагается предоставление Центральному банку права установления норматива обязательной продажи резидентами валютной выручки, но не свыше 30% от суммы валютной выручки (пункт 1 статьи 21) (действующая редакция закона предусматривает норматив обязательной продажи 50%).
В законопроекте сохранено требование о репатриации валютной выручки и о последующей ее обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования порядка купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Указанные меры позволят обеспечить стабильность курса национальной валюты, а также сбалансировать спрос и предложение на внутреннем валютном рынке.
Требование о репатриации валютной выручки и ее обязательной продаже является главным инструментом перераспределения валютных средств на внутреннем валютном рынке и гарантированным источником их приобретения для всех участников внешнеэкономической деятельности.
Необходимо учитывать, что в условиях недостаточной устойчивости и надежности российской банковской системы резиденты, получив право не репатриировать валютную выручку, будут стремиться размещать получаемую иностранную валюту на счетах в иностранных банках, что приведет к уменьшению международных активов российской банковской системы и негативным образом скажется на ее ликвидности. Освобождение резидентов от обязанности репатриировать валютную выручку может устанавливаться только законом.
В условиях концентрации валютных ресурсов от экспорта товара у ограниченного числа субъектов внешнеэкономической деятельности и сохраняющейся зависимости внутреннего валютного рынка от конъюнктуры мировых цен на энергоресурсы, предусматриваемая величина норматива обязательной продажи валютной выручки гарантирует обеспечение спроса на иностранную валюту со стороны реального сектора экономики и населения.
Следует отметить, что требование обязательной продажи экспортной валютной выручки установлено в 75 странах - членах МВФ. Из них в 42 государствах экспортеры обязаны продавать 100% валютной выручки. В 33 государствах - членах МВФ действует требование частичной продажи экспортной валютной выручки в объемах от 80% до 25%. При этом ряд государств применяет дифференцированный подход к продаже экспортной валютной выручки, базирующийся на особенностях структуры национального экспорта.
Прописаны основные требования к порядку осуществления обязательной продажи части валютной выручки (статья 21). Обязательная продажа валютной выручки осуществляется непосредственно уполномоченным банкам и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки. Данная норма обеспечивает право резидента на выбор организации для совершения сделки по продаже соответствующей валютной выручки и направлена на либерализацию данного порядка.
Предусмотрено, что льготы по обязательной продаже валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи валютной выручки устанавливаются федеральными законами (пункт 7 статьи 21).
4. Законопроектом уточняется состав органов валютного контроля, регламентируются права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц (статья 22, 23). Так, в соответствии с законопроектом, органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
Также подробно регулируются права и обязанности резидентов и нерезидентов, в том числе обязанность представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию (статья 24).
Законопроектом предусмотрено создание законодательной основы для обмена информацией между органами и агентами валютного контроля. Закрепляется обязанность органов и агентов валютного контроля передавать информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства органам валютного контроля, уполномоченным применять санкции за такие нарушения (пункт 6 статьи 23).
Законопроектом предусмотрено, что в случае нарушения валютного законодательства резиденты и нерезиденты могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законопроектом закреплено, что Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Законопроектом предусмотрено, что нормы о порядке резервирования и возврата суммы резервирования, регулирование Правительством РФ и Центральным банком РФ валютных операций движения капитала, порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами, порядок открытия резидентами счетов в банках, расположенных на территории иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ, действуют до 1 января 2007 г. (пункт 2 статьи 26).
Проектом также предусмотрено, что с 1 января 2007 г. норма о уведомительном порядке открытия/закрытия счетов, указанных в пункте 2 статьи 14, будет действовать в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках, расположенных на территории иностранных государств.
С принятием законопроекта нормы российского законодательства будут приведены в соответствие с международными требованиями о свободном перемещении капитала, что расширит возможности резидентов по развитию внешнеэкономической деятельности и увеличению экспорта, способствуя укреплению и развитию национальной экономики.
Принятие данного законопроекта, по мнению Минфина России, создаст благоприятные условия для инвестирования капитала в российскую экономику, развития международный связей, снятия напряженности в отношениях с иностранными партнерами, а также благотворно скажется на деловой активности иностранных граждан в Российской Федерации.
Комментарии отключены.