Правительство в основном одобрило закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в новой редакции и поручило доработать его в 5-дневный срок, а затем внести в Госдуму (часть III)

Правительство сегодня на заседании в основном одобрило закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в новой редакции и поручило его доработать в 5-дневный срок, а затем внести в Госдуму.

Как сообщается в материалах Минфина России, представленных к заседанию Правительства,

В целях последовательной либерализации внутреннего валютного рынка и создания условий для увеличения валютных активов, остающихся в распоряжении экспортеров, в законопроекте по сравнению с действующим законом предлагается предоставление Центральному банку права установления норматива обязательной продажи резидентами валютной выручки, но не свыше 30% от суммы валютной выручки (пункт 1 статьи 21) (действующая редакция закона предусматривает норматив обязательной продажи 50%).

В законопроекте сохранено требование о репатриации валютной выручки и о последующей ее обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования порядка купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Указанные меры позволят обеспечить стабильность курса национальной валюты, а также сбалансировать спрос и предложение на внутреннем валютном рынке.

Требование о репатриации валютной выручки и ее обязательной продаже является главным инструментом перераспределения валютных средств на внутреннем валютном рынке и гарантированным источником их приобретения для всех участников внешнеэкономической деятельности.

Необходимо учитывать, что в условиях недостаточной устойчивости и надежности российской банковской системы резиденты, получив право не репатриировать валютную выручку, будут стремиться размещать получаемую иностранную валюту на счетах в иностранных банках, что приведет к уменьшению международных активов российской банковской системы и негативным образом скажется на ее ликвидности. Освобождение резидентов от обязанности репатриировать валютную выручку может устанавливаться только законом.

В условиях концентрации валютных ресурсов от экспорта товара у ограниченного числа субъектов внешнеэкономической деятельности и сохраняющейся зависимости внутреннего валютного рынка от конъюнктуры мировых цен на энергоресурсы, предусматриваемая величина норматива обязательной продажи валютной выручки гарантирует обеспечение спроса на иностранную валюту со стороны реального сектора экономики и населения.

Следует отметить, что требование обязательной продажи экспортной валютной выручки установлено в 75 странах - членах МВФ. Из них в 42 государствах экспортеры обязаны продавать 100% валютной выручки. В 33 государствах - членах МВФ действует требование частичной продажи экспортной валютной выручки в объемах от 80% до 25%. При этом ряд государств применяет дифференцированный подход к продаже экспортной валютной выручки, базирующийся на особенностях структуры национального экспорта.

Прописаны основные требования к порядку осуществления обязательной продажи части валютной выручки (статья 21). Обязательная продажа валютной выручки осуществляется непосредственно уполномоченным банкам и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки. Данная норма обеспечивает право резидента на выбор организации для совершения сделки по продаже соответствующей валютной выручки и направлена на либерализацию данного порядка.

Предусмотрено, что льготы по обязательной продаже валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи валютной выручки устанавливаются федеральными законами (пункт 7 статьи 21).

4. Законопроектом уточняется состав органов валютного контроля, регламентируются права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц (статья 22, 23). Так, в соответствии с законопроектом, органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Также подробно регулируются права и обязанности резидентов и нерезидентов, в том числе обязанность представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию (статья 24).

Законопроектом предусмотрено создание законодательной основы для обмена информацией между органами и агентами валютного контроля. Закрепляется обязанность органов и агентов валютного контроля передавать информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства органам валютного контроля, уполномоченным применять санкции за такие нарушения (пункт 6 статьи 23).

Законопроектом предусмотрено, что в случае нарушения валютного законодательства резиденты и нерезиденты могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законопроектом закреплено, что Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Законопроектом предусмотрено, что нормы о порядке резервирования и возврата суммы резервирования, регулирование Правительством РФ и Центральным банком РФ валютных операций движения капитала, порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами, порядок открытия резидентами счетов в банках, расположенных на территории иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ, действуют до 1 января 2007 г. (пункт 2 статьи 26).

Проектом также предусмотрено, что с 1 января 2007 г. норма о уведомительном порядке открытия/закрытия счетов, указанных в пункте 2 статьи 14, будет действовать в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках, расположенных на территории иностранных государств.

С принятием законопроекта нормы российского законодательства будут приведены в соответствие с международными требованиями о свободном перемещении капитала, что расширит возможности резидентов по развитию внешнеэкономической деятельности и увеличению экспорта, способствуя укреплению и развитию национальной экономики.

Принятие данного законопроекта, по мнению Минфина России, создаст благоприятные условия для инвестирования капитала в российскую экономику, развития международный связей, снятия напряженности в отношениях с иностранными партнерами, а также благотворно скажется на деловой активности иностранных граждан в Российской Федерации.

Другие новости

28.11.2002
18:27
В четверг на российском рынке акций наблюдалось небольшое повышение котировок
28.11.2002
18:16
Замгендиректора "Связьинвеста" В.Белов: Доход на линию "Связьинвеста" сейчас составляет около 110 долл. против 200 долл. на линию до кризиса 1998 г
28.11.2002
18:08
Финансовый директор "Ростелекома" В.Андросик: "Ростелеком" направит в 2003 г. на собственное развитие 150 млн долл. против 80 млн долл. в 2002 г
28.11.2002
17:58
В четверг цены большинства длинных ОФЗ-ФК продемонстрировали слабое повышение
28.11.2002
17:50
Правительство в основном одобрило закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в новой редакции и поручило доработать его в 5-дневный срок, а затем внести в Госдуму (часть III)
28.11.2002
17:45
ЦБ РФ: Реальный курс рубля в октябре повысился к доллару и к евро на 0.7%
28.11.2002
17:39
НТМК в начале декабря намерен подписать кредитные соглашения с рядом зарубежных банков на сумму 10-12 млн долл
28.11.2002
17:35
Правительство в основном одобрило закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в новой редакции и поручило доработать его в 5-дневный срок, а затем внести в Госдуму (часть II)
28.11.2002
17:33
Анонс публикаций макроэкономических показателей стран "Большой семерки" на 29 ноября
Комментарии отключены.