Москва. 7 декабря. ИНТЕРФАКС - Масштабный переход на производство так называемой "зеленой" стали в ближайшее время возможен только при дотациях со стороны государства, заявил в ходе Дня инвестора "Магнитогорского металлургического комбината" (MOEX: MAGN) во вторник бенефициар компании Виктор Рашников. "Китай сказал про углеродную нейтральность в 2060 году. Вы представляете, что такое 2060 год? Это 40 лет. Кто-то говорил про 2050 год. Мы тоже будем не раньше. Я, если честно, как металлург, который столько работает, не верю, что это произойдет в какое-то ближайшее время, - сказал он. - А если это произойдет, то в Америке, наверное: мы сегодня продаем металл по одной цене, а они продают там в три раза дороже - закрыли рынок, и продают. Наверное, там с такой отдачей можно, может быть, без субсидий, а в остальных странах, я думаю, что без дотаций просто нереально перейти за короткий промежуток (к уровню углеродной нейтральности - ИФ). Со временем, наверное, да. Но это будет 30 либо больше лет. Поэтому (...) такая сталь на сегодняшний день золотая". Рашников обратил внимание на существенный объем инвестиций для достижения уровня углеродной нейтральности и производства "зеленой" стали: "Просто вдумайтесь: мы вам сегодня озвучили проекты с ежегодными капзатратами $1,25 млрд - умножим на четыре (года - ИФ). Это $5 млрд за четыре года мы инвестируем, и у нас углеродный след уменьшится всего с 2 тонн до 1,8 тонны СО2 на тонну стали. И то мы считаем, что делаем подвиг". Говоря об использовании водорода в металлургии, владелец ММК отметил, что пока нет точного понимания, как его будут получать, какие будут использоваться технологии. "Можно было давно идти по проектам прямого восстановления железа с применением электродуговых печей, но где бы мы были? Мы бы не были конкурентными сегодня в мире, мы бы не смогли продавать так, как мы сегодня продаем, так, как мы сегодня зарабатываем прибыль", - добавил он. Комментируя планы Евросоюза по трансграничному углеродному регулированию, Рашников отметил, что сегодня выбросы крупнейших российских компаний находятся на уровне около 2 тонн СО2 на тонну стали , что несущественно выше уровня мировых компаний около 1,89 тонны. "Мы до 2026 года будем просто предоставлять эти цифры (с уровнем выбросов - ИФ), а потом будем уже платить определенные пошлины, причем эти цифры будут серьезные - от $60 до $70 за тонну", - сказал он.
Москва. 10 декабря. ИНТЕРФАКС - Экспортные пошлины на металлургическую продукцию, введенные в этом году на временной основе, не будут продлеваться после 1 января 2022 года, в противном случае пострадала бы конкурентоспособность российских компаний, заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов. Пошлины вступили в силу с 1 августа и действуют до конца года. С 1 января 2022 года начинает действовать повышенный НДПИ для металлургов и акциз на сталь. Компании не раз выражали опасение, что на фоне увеличения налоговой нагрузки будут сохранены и экспортные пошлины. "Я против продления этих пошлин. Это достаточно сложный инструмент, который подрывает конкурентоспособность наших компаний на внешних рынках. Поэтому мы договаривались, что пошлины для металлургов будут введены на время - с августа по декабрь", - сказал Белоусов "Интерфаксу". "Я считаю, что это было абсолютно необходимое решение. Продлевать пошлины на металлургическую продукцию не планируется", - заявил первый вице-премьер.
Москва. 14 декабря. ИНТЕРФАКС - Введение личной ответственности в отношении собственников компаний-загрязнителей повысит степень серьезности отношения предприятий к выполнению требований федерального проекта "Чистый воздух", реализуемого в рамках национального проекта "Экология". Об этом заявила вице-премьер Виктория Абрамченко на оперативном совещании с президентом РФ Владимиром Путиным. "Важным элементом реализации федерального проекта является соблюдение взятых на себя обязательств со стороны зягрязнителей. Чтобы повысить ответственность предприятий в соответствии с вашим поручением министерством природных ресурсов был разработан и 1 декабря внесен в правительство законопроект, предусматривающий установление административной ответственности за отсутствие планов мероприятий по достижению квот выбросов или невыполнение мероприятий таких планов. Федеральными органами исполнительной власти предложен административный штраф за указанные правонарушения для юридических лиц до 100 тысяч рублей, а за повторное правонарушение до 500 тысяч рублей. Считаю, что предложенный размер ответственности не приведет к достижению поставленной цели по снижению выбросов. Предприятиям будет проще заплатить такой штраф, чем заниматься модернизацией производства. Предлагаю предусмотреть в законодательстве ответственность для собственников компаний", - сказала Абрамченко. По ее словам, подобная мера содержится в так называемом "усольском законопроекте", который принят Госдумой в перовом чтении. В частности, предусмотрено, что нарушитель не вправе принимать решение о выплате дивидендов по акциям до исполнения обязательств по созданию условий для ликвидации накопленного вреда окружающей среде. "Владимир Владимирович, прошу вашего поручения об установлении адекватной ответственности собственников предприятий-загрязнителей за перечисленные нарушения", - сказала Абрамченко. Кроме того, отметила она, важным является вопрос получения достоверных данных с источников загрязнения. Законодательством предусмотрены требования по установлению датчиков в течение четырех лет с момента получения предприятиями-загрязнителями комплексных экологических разрешений. Такие разрешения, в свою очередь, выдаются по заявлению самих загрязнителей до 2025 года. "Таким образом, без доброй воли предприятий датчики на источниках загрязнения не появятся даже к 2028 году. При этом отдельные предприятия, не дожидаясь срока, установленного законом, уже реализуют проекты по автоматизации сбора данных о выбросах и сбросах. Полагаю целесообразным внести изменения в законодательство, сократив срок для обязательного автоматического сбора и передачи данных с источников загрязнения на промышленных предприятиях в городах-участниках эксперимента. Прошу дать поручение правительству, Государственной Думе и РСПП определить названные инициативы приоритетными к принятию в весеннюю сессию", - добавила вице-премьер.
Москва. 1 июня. ИНТЕРФАКС - Погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" в мае 2022 г. составила 104,6 млн тонн, что на 5,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщила компания. Грузооборот за май 2022 г. снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,4% и составил 226,8 млрд тарифных тонно-километров, грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время сократился на 1,1% и составил 283,3 млрд т.км. Погрузка за январь-май 2022 г., по оперативным данным, составила 514,9 млн тонн, что на 2,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. За этот период железными дорогами было погружено: каменного угля - 149,3 млн тонн (-3,7% к январю-маю 2021 г.); кокса - 4,4 млн тонн (-6,2%); нефти и нефтепродуктов - 89,5 млн тонн (-0,4%); руды железной и марганцевой - 48,8 млн тонн (-1,4%); черных металлов - 29,8 млн тонн (+3,2%); лома черных металлов - 5,7 млн тонн (-9,7%); химических и минеральных удобрений - 25,6 млн тонн (-6,4%); цемента - 9,2 млн тонн (-1,1%); лесных грузов - 15 млн тонн (-16,4%); зерна - 9,2 млн тонн (-16%); строительных грузов - 50 млн тонн (+1,3%); руды цветной и серного сырья - 7,6 млн тонн (-7,8%); химикатов и соды - 10,1 млн тонн (-0,6%); промышленного сырья и формовочных материалов - 13,5 млн тонн (-1,1%); остальных, в том числе грузов в контейнерах - 47,1 млн тонн (+5,9%). Грузооборот с начала 2022 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2% и составил 1109,9 млрд тарифных т.км, грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время увеличился на 1,2% и составил 1391 млрд т.км. Ранее источник, знакомый с деятельностью компании сообщил "Интерфаксу", что среднесуточная погрузка на сети РЖД в мае 2022 г. снизилась на 5,6%, до 3,375 млн тонн. План погрузки на май составлял 3,33 млн тонн в среднем в сутки. План работы РЖД на июнь 2022 г. предполагает погрузку в размере 3,375 млн тонн в среднем в сутки, сообщил собеседник агентства.
Москва. 21 июня. ИНТЕРФАКС - Дорогостоящие инициативы по финансированию проектов в сфере строительства, ЖКХ, автодорог нужно соотносить с реальными возможностями бюджета, которому предстоит непростая трехлетка, заявил глава Минфина Антон Силуанов на заседании президиума Госсовета. Основные доклады на президиуме делали профильный вице-премьер Марат Хуснуллин, президент Татарстана Рустам Минниханов и глава Минстроя Ирек Файзуллин. "Много здесь прозвучало предложений, они все затратные, поэтому хотел бы несколько слов про финансы сказать в сопоставлении этих предложений с реальными финансовыми возможностями. У нас деньги на стройку, на дорогу, на ЖКХ в бюджете немалые тратятся, только на федеральную адресно-инвестиционную программу - около 1 трлн рублей и на дороги - больше триллиона, где-то 1,1 трлн рублей. Ежегодно мы еще добавляем деньги на удорожание стройки. То есть большой объем ресурсов тратится именно на строительный комплекс. И стройка, можно сказать, действительно у нас в приоритете. На самом деле это важное направление, но не единственное", - сказал Силуанов. "У нас на трехлетку (2023-2025 гг) новые задачи тоже определены, требующие финансирования", - отметил министр. Предварительные проектировки, которые представил на этой неделе Минфин, предусматривают дефицитный федеральный бюджет на протяжении всей трехлетки (в диапазоне 0,8-1,1% ВВП). "Важно, что сейчас у нас очень сложный бюджет, очень сложный бюджет! И надо уложиться в те параметры планируемого бюджета, которые мы рассматриваем сейчас в правительстве", - призвал Силуанов. В частности, по мнению Минфина, программа модернизации коммунальной инфраструктуры не должна ложиться только на бюджет. "Если модернизация приводит к снижению потерь, а это, собственно, цель такой модернизации, то, значит, есть резервы в тарифе, которые могут быть направлены на соответствующую инвестиционную составляющую. То есть тариф должен быть экономически обоснованным, экономия должна увеличивать инвестиционную составляющую, и вообще это хороший бизнес-проект, особенно в городах. Бюджетная компонента, да, я согласен, может присутствовать. Но по идее это хороший бизнес-проект, поскольку постоянно идет денежный поток, его, естественно, надо правильно просто включить в проект", - сказал министр. Обсуждая расширение программы инфраструктурных кредитов, нужно учитывать рост долговой нагрузки на регионы. "Коллеги говорят: давай еще инвестируем до 2030 года. Ну, во-первых, мы закредитовываем субъекты, у нас общий долг регионов сегодня составляет 2,4 трлн, мы еще даем триллион рублей. К чему это приведет? Приведет к тому, что регионы, только мы их расчистили по долгам, опять закредитуем, только теперь уже не коммерческими кредитами, а бюджетными кредитами. А с другой стороны, по сути дела, это бюджетное финансирование, потому что кредиты предусматривают возврат через 15 лет. Сейчас губернаторы кредиты набирают, а что будет через 15 лет, никто не думает", - отметил Силуанов. К расширению программы, по его словам, нужно подходить аккуратно: "нам надо триллионную программу сначала завершить, а потом посмотрим, какой эффект от этой программы, и будем принимать решение". Силуанов оспорил тезис о низкомаржинальных проектах в строительной отрасли, которым нужно помогать за счет бюджета - прибыль застройщиков за 2019-2021 гг увеличилась в шесть раз. Выросли цены на жилье, в том числе и из-за стимулирования спроса госпрограммами, при этом удешевление в последнее время металла не находит отражения в стоимости недвижимости. "Вот давайте дождемся тогда, когда будут цены падать, чтобы следующие программы развивать. То есть здесь не должно быть движение только в одну сторону", - считает глава Минфина. Свою часть ответственности за финансирование должны нести регионы, уверен он. "Привлекать нужно не только федерацию. Вот то, что мы сейчас рассматриваем, это больше даже полномочия регионов. Что регион говорит? Федерация - давай, давай. Федерация будет, конечно, продолжать помогать субъектам РФ, но и региональные ресурсы привлекать надо, ресурсы частного партнерства. Очень много возможностей для привлечения частных денег вместе с государственными", - сказал Силуанов. "Структурировать окупаемые проекты - вот что нужно сейчас делать, не просто деньги раздавать из бюджета - структурировать проекты вместе с бизнесом. Контролировать цены на жилье, на строительные материалы, иначе у нас никаких денег не будет. Я согласен, что нужно поддерживать это направление, но оно не единственное в составе приоритетных в работе правительства, по другим направлениям у нас не меньше ресурсов требуется. Поэтому нужно очень взвешенно подойти, исходя из соблюдения бюджетной устойчивости", - заключил министр.
Москва. 15 июля. ИНТЕРФАКС - Российские металлурги, которые столкнулись с проблемами с доступом к традиционным экспортным рынкам, получат спрос со стороны ДНР и ЛНР, рассчитывает Минпромторг. "Для черной металлургии дополнительный спрос обеспечит работа по восстановлению пострадавших республик", - заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в пятницу в ходе внеочередного пленарного заседания Госдумы, которая рассматривает его назначение на новый пост вице-премьера - главы Минпромторга. Поддержку металлургам окажут также внутренние российские инфраструктурные стройки, сказал он. "Мы также ориентируем леспром и металлургию на планы по удержанию темпов возведения жилой недвижимости. Это "вытягивающая" отрасль и для отечественных стройматериалов", - добавил Мантуров. Ранее вице-президент "Русской стали" Андрей Леонов заявлял, что в июне падение производства сталелитейных компаний достигало 20-50%, а цены на металл с начала года упали на 35%, до уровня 2020 года.
Москва. 20 июля. ИНТЕРФАКС - Группа НЛМК с начала года сократила объемы производства приблизительно на 1 млн тонн по сравнению с заложенными ориентирами, заявил в среду председатель совета директоров компании Владимир Лисин, выступая на региональном съезде СПП в Липецке. "Сейчас уже июль месяц - фактически миллион тонн потеряли только мы. А это значит, как мы и прогнозировали, от 30% до 50% вся российская металлургия потеряет", - сказал он. В июне НЛМК прогнозировал, что объемы производства российских предприятий черной металлургии в 2022 году могут сократиться на 15% (более чем на 11 млн тонн), до 59,6 млн тонн, а во втором полугодии - на 26% (более чем на 9 млн тонн, до 26,3 млн тонн) к аналогичному периоду прошлого года. Лисин отметил, что в текущей ситуации сложно представить реализацию металлургами долгосрочных инвестиционных программ: "Раньше делали долгосрочные программы, сейчас они становятся достаточно короткие и для нас достаточно сложны в реализации, просто даже в представлении". По словам председателя совета директоров НЛМК, для долгосрочных инвестпрограмм необходимо четко понимать планы по объемам производства, видам выпускаемой продукции. "Понятно, что значительно усложнилось проведение инвестиционных программ. Мы, конечно, доведем то, что у нас было, до конца. Может быть, с некоторой задержкой, потому что есть задержки по поставке оборудования. А дальше возникает вопрос, какова будет возможность его замены, воспроизводства внутри страны", - добавил Лисин. Комментируя ситуацию со спросом на внутреннем рынке, он отметил, что наблюдается "снижение активности", напомнив при этом про закрытие экспортных рынков для российских сталепроизводителей, на которые приходилось примерно 40% от общего объема производства, и низкой рентабельности при отгрузках в страны АТР: "Часть экспорта для нас закрылась, существующие азиатские направления и Китай - достаточно сложные с точки зрения логистики и стоимости фрахта. Китайская, например, сталь по цене сегодня практически на уровне себестоимости российской стали". "40% (экспортируемой ранее металлургами продукции - ИФ) надо куда-то девать. Допустим, процентов 10 или 15 еще как-то пристроится, даже 50% из этих 40%. А остальное куда девать? Внутренний рынок никогда столько не потреблял. Соответственно, на внутреннем рынке, кроме всего прочего, и цены упали в том числе из-за большого профицита", - сказал он. Лисин также отметил, что при текущих ценах на определенные виды стальной продукции на внутреннем рынке компании работают с "минусовой рентабельностью": "А нам для поддержания собственного производства на достойном уровне необходимо, как минимум, 15% рентабельности. В противном случае мы просто не сможем достойно поддержать основные фонды, в том числе проводить реконструкции, делать ремонт". Как сообщалось, по итогам 2021 года группа НЛМК выплавила 17,4 млн тонн стали, а в первом полугодии 2021 года - почти 9 млн тонн металла. Владимир Лисин, согласно данным на сайте НЛМК на 1 ноября 2021 года, через Fletcher владеет 79,3% компании. Группа НЛМК помимо активов в РФ владеет и оперирует предприятиями в США в штатах Индиана и Пенсильвания, производит прокат на активах в Бельгии и Италии.
Москва. 5 августа. ИНТЕРФАКС - Возможность достижения договорённостей по вывозу украинских металлов зависит от ряда факторов, но решение таких вопросов невозможно без прямой увязки с ограничениями, действующими в отношении российских производителей, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. "В любом случае, здесь нужно понимать, что решение таких вопросов невозможно без прямой увязки с теми ограничениями, которые действуют в отношении наших производителей, в данном случае производителей металлов. Поэтому здесь много чего обсуждать", - сказал Песков журналистам в пятницу. Так он ответил на вопрос, как в Кремле оценивают слова замминистра экономики Украины, который, по данным СМИ, считает, что по примеру продовольственной сделки в рамках стамбульских договорённостей можно было бы заключить соглашение и по поставкам металлов с Украины. "Все зависит от деталей, я сейчас не берусь формулировать какую-то позицию, как-то официально ничего пока не формулировалось. Надо понимать, насколько четко будет сформулировано это предложение", - сказал Песков.
Москва. 15 августа. ИНТЕРФАКС - Минпромторг РФ договорился с Минфином о повышении уровня "отсечки" для нулевого акциза на сталь, заявил в интервью "Интерфаксу" вице-премьер РФ, глава Минпромторга Денис Мантуров. "Есть вопросы, связанные с корректировкой налоговой нагрузки на металлургическую отрасль. Здесь с коллегами из Минфина тоже нашли компромисс: полностью отменять акциз на жидкую сталь признали нецелесообразным, но при этом поднимем "отсечку" по цене, при которой в текущих условиях ставка будет нулевой", -сказал он. Мантуров пояснил, что при изменении ценовой конъюнктуры (в сторону повышения цены) будут обеспечены дополнительные поступления в бюджет. "Сейчас завершаем обсуждение корректировки, прорабатываем и изменение формулы НДПИ на железорудное сырье и коксующийся уголь, которое необходимо в текущих условиях", - добавил вице-премьер. Ранее со ссылкой на источники сообщалось, что минимальная планка экспортной цены сляба, при падении ниже которой металлурги РФ освобождаются от уплаты акциза на сталь, при переводе формулы в рубли может заметно вырасти. Акциз на сталь вступил в силу в РФ с 1 января, придя на смену действовавшим с августа по конец декабря 2021 года экспортным пошлинам. Ставка акциза составляет 2,7% от среднемесячной экспортной цены сляба в морских портах юга РФ, он не взимается, если средняя экспортная цена сляба опускается ниже $300 за тонну (около 18,3 тыс. руб. по текущему курсу). Согласно данным БКС, экспортные цены на слябы в РФ в последнюю неделю июля находились на отметке около $440/т (в пересчете на рубли - около 26,5 тыс.). Цена на сляб, при которой металлурги будут освобождаться от уплаты акциза, может составить 30 тыс. рублей за тонну, рассказывал источник "Интерфакса". Другой собеседник агентства говорил, что с металлургами обсуждалась минимальная рублевая цена сляба в размере 25 тыс./тонна. Ранее Минфин публично заявлял, что не готов отказываться от акциза, но допускает донастройку механизма. На совещании по развитию металлургической отрасли РФ у президента Владимира Путина, которое прошло 1 августа, Мантуров говорил также о необходимости пересмотра формул расчета НДПИ на железорудное сырье и коксующийся уголь по каждому предприятию с учетом его специфики. Повышенный НДПИ для металлургов также вступил в силу с начала этого года: ставка для железной руды установлена в размере 4,8% от котировки на сырье в Китае (азиатский рынок Iron Ore Fines), для коксующегося угля - на уровне 1,5% от средней цены на сырье на базисе котировок FOB Australia Premium Coking Coal. Согласно подготовленному министерством проекту стратегии развития металлургической промышленности РФ до 2030 года (копия есть в распоряжении "Интерфакса", подлинность подтвердили источники в отрасли), Минпромторг предлагает распространить льготный механизм расчета НДПИ на железную руду, который сейчас действует для новых проектов, на всю добычу, а также отменить повышенный НДПИ на коксующийся уголь. Так, министерство предлагает установить налоговую нагрузку по НДПИ на железную руду в размере, предусмотренном сейчас только для добычи на участках недр со степенью выработанности запасов на 1 января 2021 года менее 1%, которые являются частью новых инвестиционных проектов и по которым заключены СЗПК ($0,18 за тонну). Проект стратегии должен пройти согласования в профильных ведомствах, в том числе в Минфине. Как рассказывал в начале августа один из источников "Интерфакса", вопрос о корректировке НДПИ на желруду находится в стадии обсуждения, при этом Минфин выступает против отмены повышенного НДПИ на коксующийся уголь. (Полный текст интервью Мантурова публикуется на сайтах www.interfax.ru и www.militarynews.ru)
Москва. 28 сентября. ИНТЕРФАКС - Базовая индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и услуги инфраструктуры в 2023 г. оценивается на уровне 8%, в 2024 г. - 7,1%, в 2025 г. - 4,6%. Соответствующие данные приводятся в макропрогнозе Минэкономразвития, внесенном в Госдуму в составе бюджетного пакета. С учетом изменения величины дополнительной целевой надбавки по капитальному ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования совокупное изменение тарифов составит: в 2023 г. - 10%, в 2024 г. - 9,1%, в 2025 г. - на уровне базовой индексации, говорится в документе.
Москва. 13 октября. ИНТЕРФАКС - Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ может скорректировать предписания по делам о нарушении антимонопольного законодательства на рынке металлопроката "Северсталью", "Новолипецким металлургическим комбинатом" и "Магнитогорским металлургическим комбинатом" после утверждения изменений в антимонопольное законодательство. "...Когда мы давали предписания, которые надо соблюдать, в том числе и металлургам, там была привязка к иностранным биржам. Сейчас мы обсуждали, что нужно отвязываться от иностранных бирж. Поэтому эта наша инициатива была именно на это направлена, чтобы иметь возможность исключить из предписаний, которые были выданы металлургам, вопросы, связанные с ориентированием на иностранные индикаторы. Только об этом речь идет, потому что по закону других способов внести изменения в предписания нет", - сказал глава ФАС Максим Шаскольский журналистам в кулуарах Российского энергетического форума. В конце сентября замглавы ведомства Сергей Пузыревский сообщил, что ФАС готовит проект изменений в антимонопольное законодательство, предполагающих возможность пересмотра предписаний службы при существенном изменении экономических условий.
Минпромторг не ожидает снижения выпуска стали в России в 2023 году. Об этом сообщил 9 ноября замминистра Виктор Евтухов. Директор департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Васильев в свою очередь пояснил журналистам, что производство стали в следующем году сохранится на уровне 2022 года. В текущем году, по прогнозу, оно снизится на 6-8%, сказал он. В 2021 году, по данным Минпромторга, производство стали достигло рекордного уровня - 77 млн т. Таким образом, из новой оценки чиновников следует, что в 2022-2023 годах выпуск может стабилизироваться на уровне 70,8-72,4 млн т. "Мы не прогнозируем снижения объема выпуска стали в следующем году по сравнению с текущим", - заметил Евтухов. По его словам, по итогам девяти месяцев 2022 года снижение составляет 6%. Замминистра пояснил, что стабилизация производства будет обеспечена за счет роста спроса в строительном секторе, со стороны РЖД и в машиностроении. ("Минпромторг ожидает в 2023 году стабилизации выпуска стали в России")
Москва. 1 декабря. ИНТЕРФАКС - "Мои Инвестиции" сохраняют позитивную оценку акций сталелитейных компаний РФ, сообщается в комментарии аналитиков телеграм-канала. "Ожидаем сильные продажи стального проката на российском рынке по итогам ноября и сезонное замедление в зимние месяцы. Отмечаем, что из-за ограничений на экспорт снижение спроса на сталь в России будет сложно компенсировать увеличением экспорта. Тем не менее, считаем, что самые низкие по объемам продаж месяцы уже прошли в мае-июне. Текущая премия в ценах на сталь на внутреннем рынке (~$220/т) поддерживает более высокую маржинальность компаний, ориентированных на внутренний рынок. Мы продолжаем позитивно смотреть на акции российских сталелитейных компаний", - пишут эксперты. При текущих ценах на сталь и курсе рубля акции более ориентированных на внутренний рынок "ММК" и "Северстали", на взгляд аналитиков, выглядят привлекательнее, однако "НЛМК" более ориентирован на экспорт и будет в большем выигрыше в случае ослабления рубля. В отсутствии финансовой отчетности катализатором для роста акций может стать публикация операционных результатов за IV кв. в феврале 2023г.
Москва. 23 декабря. ИНТЕРФАКС - Возобновление дивидендных выплат и публикации отчетности станут главными катализаторами роста котировок акций сталелитейных компаний РФ в 2023 году, полагают аналитики SberCIB Investment Research. Согласно их оценкам, в 2022 году российские сталепроизводители могли сгенерировать положительный свободный денежный поток (СДП), несмотря на все трудности. Первым в секторе объявил о промежуточных дивидендах за этот год "Новолипецкий металлургический комбинат" (НЛМК). Как отмечают эксперты, хотя размер их небольшой - порядка $250 млн с доходностью 2,4%, более важным является сам факт выплаты. Кроме того, не исключено, что НЛМК решится на более существенную сумму в качестве финальных дивидендов за год, думают в инвестбанке. "Считаем, что другие компании сектора также возобновят дивидендные выплаты, как только появится ясность в отношении дальнейшего развития ситуации в мировой экономике - возможно, во второй половине весны или в начале лета. С учетом низкой долговой нагрузки коэффициент выплат может составить 100% СДП. По нашим оценкам, доходность СДП за 2022 год у всех компаний сектора будет сопоставимой и в среднем составит 15%, а в 2023 году немного снизится - примерно до 13%", - говорится в обзоре SberCIB. Кроме того, публикация финансовых результатов за 2022 год (обычно во второй половине февраля - в начале марта) могла бы стать значимым фактором роста котировок акций сталелитейщиков, подтвердив тезис об устойчивом финансовом состоянии и относительно неплохом СДП, пишут аналитики. Среди других катализаторов роста стоимости бумаг - восстановление экономической активности в Китае на фоне ослабления коронавирусных ограничений и постепенного улучшения ситуации в секторе недвижимости, а также сезонный рост спроса на внутреннем рынке и ослабление рубля. Базовый сценарий экспертов SberCIB предполагает довольно крепкий рубль на протяжении всего прогнозного периода (61 руб./$1 в 2023 году с последующим ослаблением на 2% ежегодно). Такой курс рубля негативно влияет на рентабельность компаний (при нем большая часть экспортных поставок становится невыгодной при текущих ценах на сталь). "Ослабление рубля до 70 руб./$1 и выше вновь сделает экспортные поставки рентабельными, что, в свою очередь, позитивно скажется на объемах экспорта. Согласно нашим расчетам, повышение курса доллара на 5 рублей увеличивает EBITDA сталелитейных компаний на 5-8%, создавая дополнительный потенциал роста котировок. При крепком рубле лучше выглядят игроки, ориентированные на внутренний рынок ("Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК) и "Северсталь"), тогда как от ослабления рубля наибольшую выгоду приобретает НЛМК, ориентированный на экспорт", - говорится в отчете.
Москва. 30 декабря. ИНТЕРФАКС - Аналитики телеграм-канала "Мои Инвестиции" сохраняют позитивную оценку акций российских сталелитейных компаний. "Ожидаем сезонное замедление продаж стального проката на российском рынке в зимние месяцы. При этом увеличение экспорта для замещения выбывающих из-за сезонности объемов внутренних поставок маловероятно на фоне санкций на российскую сталь", - указывают эксперты в обзоре. "По нашим оценкам, при текущих ценах на сталь "ММК" по мультипликатору EV/EBITDA 23 торгуется ниже остальных: 1,2х против 3,6х у "НЛМК" и 4,1x у "Северстали". Дисконт в оценке акций "ММК" по EV/EBITDA составляет 65-70% к бумагам "НЛМК" и "Северстали", что выше исторического уровня в 30-40%, - пишут аналитики в материале. - Из-за ослабления курса рубля текущая премия в ценах на сталь на внутреннем рынке сократилась с ~$200/тонну до ~$70/тонну, но остается выше исторических уровней ~$30/тонну. Это поддерживает более высокую маржинальность компаний, ориентированных на локальный рынок. Мы продолжаем позитивно смотреть на акции российских сталелитейных компаний. С учетом недавнего укрепления рубля и корректировки и переоценки их акций мы считаем наиболее привлекательными бумаги "ММК" и "НЛМК". Однако акции "Северстали" также выглядят интересными. Ближайшим драйвером может быть публикация операционных результатов компаний за IV квартал в феврале 2023 года".
Внимание! Уважаемые посетители сайта mfd.ru, предупреждаем вас о следующем: ОАО Московская Биржа (далее – Биржа) является источником и обладателем всей или части указанной на настоящей странице Биржевой информации. Вы не имеете права без письменного согласия Биржи осуществлять дальнейшее распространение или предоставление Биржевой информации третьим лицам в любом виде и любыми средствами, её трансляцию, демонстрацию или предоставление доступа к такой информации, а также её использование в игровых, учебных и иных системах, предусматривающих предоставление и/или распространение Биржевой информации. Вы также не имеете права без письменного согласия Биржи использовать Биржевую информацию для создания Модифицированной информации предназначенной для дальнейшего предоставления третьим лицам или публичного распространения. Кроме того, вы не имеете права без письменного согласия Биржи использовать Биржевую информацию в своих Non-display системах.