Начало апреля принесло целый набор трагических событий (теракты в Петербурге и Египте, атака США на сирийскую военную базу), которые нервировали рынки и в значительной мере оттянул внимание от других важных новостей. Среди них нужно отметить выход отчета в США по рынку труда. Количество новых рабочих мест в марте выросло в два раза ниже ожиданий и составило лишь +98 тыс. Напомним, что простое отражение прироста населения требует создания как минимум 150 тыс. новых рабочих мест в месяц. А поскольку США одновременно с сильным замедлением Non farm payrolls показали снижение безработицы до 4,5%, то это означает, что в марте произошло сильное снижение доли работающего населения. Это возобновление тревожной тенденции, при которой новые повышения ставки придется делать не благодаря, а скорей повинуясь складывающемуся положению.
Другим важным событием, тоже ушедшим немного на второй план, был визит главы КНР в США. В результате в публичном поле по итогам визита мелькали только дежурные фразы о том, что Китай и США будут преодолевать разногласия на основе взаимного уважения и договорились создать новый механизм обсуждения вопросов сотрудничества в безопасности, экономике и других направлениях. Для снижения дисбаланса в торговле стороны наметили провести 100-дневные переговоры, в ходе которых будут определены основные способы это сделать. В результате потенциальные торговые и валютные войны отодвинуты на более позднее время. Так что в ожидаемом к выходу полугодовом отчете Минфина США скорей всего изымут возможную фразу о признании Китая валютным манипулятором. По важнейшим вопросам повестки переговоров, касающихся безопасности «США и Китай продолжат прикладывать усилия по принуждению Кореи к отказу от ядерной программы». А удар по Сирии США употребили, в том числе и для демонстрации Китаю своих возможностей. Кроме того Трамп призвал соблюдать международные нормы в Южно-Китайском море.
При этом ударом по Сирии США показали себя свободными от подобных норм. Более того, они даже не потрудились создать более правдоподобный предлог для такой атаки (если утверждаете, что ударили в наказание за химическую атаку, то хотя бы атакуйте предполагаемый склад с химически оружием). Но, атакуя ремонтные ангары и столовую, они как бы насмехаются и показывают, что знают об отсутствии у Асада такого оружия на базе и о том, что не нуждаются для атаки в подобном мотиве. В результате действий США растет недоверие и происходит дальнейшая эскалация напряженности. Немного снизить степень недопонимания и недоверия должен визит госсекретаря США в Москву. А пока инвесторы как мудрые домохозяйки пользуются старым проверенным рецептом («в любой самой сложной ситуации вари суп») и просто покупают доллар. Неудивительно, что доллар вырос в паре со многими валютами.
Рубль.
Но более всего нас затрагивает рост доллара относительно рубля. За короткое время доллар потяжелел на полтора рубля и сделал заявку прервать длительную историю укрепления российской валюты. (Если удастся найти смягченную риторику по итогам визита госсекретаря Тиллерсона в Москву 12 апреля и рубль на этих новостях вновь может подрасти, но скорей это будет временным явлением). Наблюдавшееся благожелательное отношение к рублю теперь, скорей всего, будет уходить в прошлое, даже несмотря на то, что рубль легко пережил пиковые платежи марта по внешнему долгу. Прозвучавшие на прошлой неделе прогнозы МЭР по ослаблению рубля в складывающихся условиях будут казаться все более естественными, хотя подписываться под целью в 68 рублей за американский доллар к концу текущего года сейчас было бы больше похожим на гадание - на рублевом горизонте остается слишком много факторов неопределенности.
Нефть
Одним из таких важных факторов остаются цены нефти. Ослабление российской валюты, произошедшее в последние дни вместе с повышением цен нефти, привело к чаемому правительством резкому подрастанию рублевых цен за баррель продаваемой российской нефти.
Рост цен нефти сейчас идет за счет роста геополитической напряженности и происходит даже при одновременном росте доллара. Вопросы баланса спроса и предложения и ожидаемое снижение мировых запасов нефти временно уходит на второй план. Тем не менее, приближающееся заседание ОПЕК будет подогревать интерес к вопросам нефтяного баланса. Помним, что многие страны ОПЕК+ находятся в раздумьях по поводу дальнейших действий.
Сильный рост добычи нефти в США вместе с непрекращающимся ростом буровой активности указывают на снижение себестоимости добычи сланцевой нефти. В результате роста добычи США как бы занимают высвобождаемую действиями ОПЕК нишу. Такая ситуация сильно не нравится многим участникам соглашения ОПЕК+. Так, представители Российского правительства отмечают что нефтяные компании разочарованы эффектом от снижения квот на добычу нефти и им нужны дополнительные аргументы для того, чтобы пойти на продление моратория по сдерживанию добычи. В оставшиеся до майского заседания ОПЕК должно появиться много новой информации, которая должна помочь нефтедобывающим странам принять решение о целесообразности дальнейшей заморозки добычи. Особенно важными здесь будут показатели динамики мировых запасов добытой нефти, а также запасы и добыча нефти в США.
Фондовый рынок
Виток геополитической напряженности, кроме снижения российской валюты привел к возобновлению слабости российского фондового рынка. Особенно сильно проваливается долларовый индекс РТС. Ждем, что локальный пик негатива придется на вторник-среду текущей недели - в канун начала переговоров с госсекретарем США. Вот тогда участникам рынка для краткосрочных игр на повышение будет уместно вспомнить и уже о перепроданных и недооцененных акциях или применить арсенал дивидендных идей. Тем более что в текущем году на этом поле есть о чем поговорить. Даже очень.
Другая аналитика