В условиях упадка, в котором находится мировая экономика, достаточно сильно пострадали инфраструктурные отрасли, в частности, транспортная. Про глобальный кризис грузовых перевозок, особенно осуществляющихся по морю, было написано и сказано уже достаточно, и здесь ситуация в России от общемирового положения дел отличается незначительно, по крайней мере, в плане динамики операционных показателей.
Выручка от пассажирских и грузовых авиаперевозок
Источник: IATA
Переломный момент, по большому счету, наступил еще в период финансового кризиса 2008 года - с тех пор мировой торговый оборот до сих пор не смог уверенно вернуться к предыдущему состоянию бодрого роста, ограничиваясь вялым восстановлением, а вот пассажирские перевозки с восстановлением располагаемых доходов населения смогли - в последние пять лет отрасль переживает настоящий взлет.
Динамика объемов пассажирских и грузовых авиаперевозок
Источник: IATA
Применительно к гражданским авиаперевозкам, однако, ситуация примечательна тем, что положение на отечественном рынке с началом валютного кризиса разошлось с мировой тенденцией в целом практически на 180%. Тому есть несколько основных причин, и именно их рассмотрению вкупе с общим обзором этого рынка, охватывающего без преувеличения почти всю планету, и будет посвящена данная статья.
История гражданской авиации насчитывает уже более века. Со времен Первой мировой войны она пережила несколько своеобразных внутриотраслевых технологических укладов, прежде чем принять то направление развития, которого придерживается большинство авиакомпаний сейчас. Первые пассажирские монопланы были невелики, перевозили по 7-10 пассажиров и являлись преимущественно вариациями на тему военных самолетов тех ОКБ, в которых создавались. В 30-е годы тенденция сменилась на диаметрально противоположную с появлением DC-3, самого массового пассажирского самолета в истории, который, в свою очередь, неплохо послужил и вооруженным силам. 50-е годы ознаменовались появлением первых серийных реактивных лайнеров, что уже к началу 70-х с активным ростом трансконтинентальных пассажирских перевозок и появлением более мощных двигателей привело к периоду гигантомании в отрасли, когда производители старались строить, а авиакомпании, в свою очередь, эксплуатировать как можно более крупные самолеты, вмещавшие по несколько сотен человек, так как использовавшиеся на тот момент Boeing-707 и прочие воздушные суда подобного типа с потоком пассажиров на загруженных направлениях уже не справлялись. Успешному внедрению таких лайнеров помешал нефтяной кризис, сделавший использование больших и неэкономичных машин нерентабельным, однако, их вместительность все же сыграла свою роль - с последовательным ростом пассажирооборота они активно используются крупными авиакомпаниями до сих пор.
Историческая динамика мирового пассажирооборота
Источник: рыночный обзор Объединенной авиастроительной корпорации
Ближе к началу нынешнего века акцент сместился в сторону разработки двигателей с большей топливной эффективностью и масштабного использования небольших региональных самолетов вместимостью порядка 120-180 кресел - согласно прогнозам подавляющего большинства экспертов отрасли, ближайшее будущее именно за ними, и в течение следующих двадцати лет 70% спроса со стороны авиакомпаний придется именно на этот класс воздушных судов. Суммарно авиакомпании мира сейчас используют порядка 22 тысяч пассажирских авиалайнеров, предполагается, что число это к 2034 году увеличится вдвое, при этом общий спрос составит порядка 38 тысяч бортов.
Прогноз изменения мирового парка пассажирских воздушных судов
Источник: рыночный обзор Boeing
Из этого числа 16 тысяч заменят устаревающие самолеты, эксплуатирующиеся авиакомпаниями сейчас, а 22 тысячи обеспечат прирост парка, соответствующий растущему пассажиропотоку - аналитики сходятся на том, что в ближайшие два десятилетия суммарный пассажирооборот вырастет более чем в два с половиной раза, причем львиная доля этого прироста придется на региональные перевозки, преимущественно в странах Азии.
Прогноз динамики мирового пассажирооборота
Источник: рыночный обзор Объединенной авиастроительной корпорации
Текущая тенденция на рынке в основном характеризуется последствиями либерализации рынка авиаперевозок, а именно возросшим числом авиакомпаний, ужесточающейся конкуренцией и падением тарифов, что делает перелеты более доступными и поддерживает спрос со стороны пассажиров. Также существенной характеристикой рынка сегодня является глобализация - понятия национальных компаний весьма размыто, многие перевозчики работают по код-шеринговым соглашениям, обслуживая "сборные" рейсы с пересадкой с самолета одной компании на самолет другой в рамках одного авиабилета. При этом на развитых рынках наблюдается процесс укрупнения компаний - это относится и к Европе, и к США, и к России. Параллельно с этим постепенно стираются и границы между ценовыми сегментами, которые занимают конкретные компании - происходит сближение традиционных перевозок и лоукост-формата в форме комбинированных бизнес-моделей.
На настоящий момент бесспорным лидером по объему пассажирских перевозок являются США, не в последнюю очередь за счет высочайшей интенсивности внутренних перевозок, обусловленной обширной площадью, сравнительно равномерным расположением крупных городов в восточной части страны, а также высокой степенью мобильности населения. В списке из десяти авиакомпаний, ставших мировыми лидерами по объему пассажирооборота в 2015 году, 1, 2, 3 и 6 места занимают американские перевозчики - American Airlines, Southwest Airlines, Delta Airlines и United Arilines соответственно.
Топ-10 авиакомпаний по выполненному в 2015 г. пассажирообороту, млрд пкм.
По объему воздушного флота к середине 2016 года американские компании и вовсе занимают первые пять мест - American Airlines с 1556 бортами, Delta Air lines с 1330, United Airlines с 1229, Southwest Airlines с 720 и мировой лидер по грузовым авиаперевозкам FedEx Express с 688. Таким образом можно подсчитать, что только на первую пятерку компаний приходится порядка четверти всего мирового авиапарка. Также American Airlines, United Airlines и Delta Air lines лидируют по числу аэропортов, связываемых рейсами этих компаний, однако, по числу стран, включенных в маршрутную карту, американские перевозчики не попадают даже в первую пятерку - лидером является Turkish Airlines, выполняющая полеты в 108 стран мира, за ней следуют крупнейшие европейские авиакомпании - Lufthansa, Air France и British Airways, замыкает пятерку Qatar Airways.
Переходя непосредственно к текущему состоянию рынка, имеет смысл в первую очередь отметить, что основных факторов, повлиявших на мировую динамику спроса в последнем завершенном году, было два - это постепенно растущий спрос со стороны стран Востока и продолжившийся обвал цены на нефть. Падение цен на сырьевом рынке напрямую опосредовало падение долларовой стоимости авиатоплива, затраты на которое составляют порядка трети в общей сумме операционных расходов авиакомпаний. За счет их снижения перевозчики смогли позволить себе без потери рентабельности снизить тарифы, привлекая тем самым новых клиентов.
Динамика стоимости авиационного топлива
Источник: рыночный обзор Объединенной авиастроительной корпорации
В итоге, несмотря на то, что чисто экономические предпосылки для мирового роста спроса на услуги авиакомпаний были слабее, нежели в 2014 году, снизившаяся в среднем на 5% стоимость авиабилетов привела к рекордному за последние шесть лет приросту мирового пассажирооборота, составившему 6,7%. При этом провозные емкости авиалиний суммарно увеличились более чем на 6%, а коэффициент их загрузки достиг 80,2% против 79,7% годом ранее.
Согласно данным международной ассоциации воздушного транспорта(IATA), рост трафика был зафиксирован во всех регионах. Основной прирост, как говорилось выше, пришелся на страны Ближнего Востока и Азиатско-тихоокеанский регион - 12,1% и 8,2% соответственно, причем существенная доля приходится именно на трафик между этими регионами. Основной причиной прироста эксперты называют увеличение числа стыковочных рейсов от региональных авиакомпаний.
Прирост пассажирооборота в 2015 году по регионам
Источник: IATA
Трафик в европейском регионе вырос на 5,5%, что объясняется ростом потребительских расходов в Европейском Союзе и постепенным наращиванием частоты рейсов. На динамику негативно повлиял шестипроцентный спад спроса на российском рынке, который также относится ассоциацией к этому региону, за счет чего темп прироста оказался на 0,2 процентных пункта ниже, чем в прошлом году. Наименее впечатляющий результат показали африканские компании - +0,6%, что на треть меньше значения 2014 года.
Многие страны при этом показали существенный рост внутреннего трафика - в наибольшей степени это относится к странам Латинской Америки и США, где увеличение внутреннего пассажирооборота составило 4,9%, что является рекордом за последние 11 лет, причиной этому уверенное восстановление национальной экономики в течение года в условиях сохраняющейся мягкая монетарной политики.
В целом гражданская авиация вносит немалый вклад в мировую экономику - на выручку авиакомпаний пришлось порядка 1% суммарного ВВП планеты, при этом за счет снизившихся топливных расходов даже с учетом более дешевых тарифов операционная маржинальность составила порядка 7,6% против 5,5% годом ранее.
Прогноз же на 2016 год также выглядит для перевозчиков крайне благоприятным - еще более низкий среднегодовой уровень цен на нефть и восстановление мировой экономики, а значит и потребительского спроса, обещают еще более высокие показатели как выручки, так и чистой прибыли.
Что же касается российского рынка авиаперевозок - как говорилось в начале, его конъюнктура имеет существенные отличия от мировой, и вторая часть статьи будет посвящена именно их разбору.
Другая аналитика