Лето 2016-го стало для нефтяных цен временем новых испытаний – после весенней эйфории и достижения годовых максимумов в июне на уровне $54 за баррель Brent, к началу августа котировки сырья опустились на 24%, упав до $41 за баррель Brent. Сейчас "бочка" североморского "черного золота" пытается вернуться к годовым максимумам. И предсказать, что будет дальше, очень непросто - прогнозы противоречивы. Рынки взбудоражены слухами о возможности новых переговоров стран ОПЕК 26-28 сентября в Алжире о замораживании добычи. Президент Венесуэлы Николас Мадуро заявил, что уже обсуждал возможность объединения усилий для повышения цен на нефть с королем Саудовской Аравии, а в дальнейшем планирует аналогичные консультации с эмиром Катара и президентами Ирана и России... Тем временем Саудовская Аравия в июле увеличила добычу нефти до рекордных 10,67 млн баррелей в сутки, Иран и Россия, по всей видимости, тоже пока не собираются снижать добычу.
Эксперты, принявшие участие в онлайн-конференции, скептически оценивают способность нефтедобытчиков договориться между собой. «Мы считаем, что заморозки добычи ждать не стоит. Как показывает история, это не более, чем спекуляции. Да даже если и заморозят, то это совершенно не означает, что договоренность будет соблюдаться – страны ОПЕК с завидным постоянством нарушают свою же квоту. Если посмотреть, то с 2000 года месячная квота не была нарушена только 4 раза», – заявляет главный аналитик «Промсвязьбанка» Екатерина Крылова. Соглашается с коллегой главный аналитик «Нордеа банка» Денис Давыдов: «Сейчас вряд ли всерьез можно говорить о заморозке. Слишком сильны противоречия и различны конечные интересы каждой из сторон. Пока цены не сделают ретеста отметок января, данную тему даже не стоит серьезно рассматривать». Руководитель аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев уверен, что попытки заморозки добычи – это борьба за передел рынка. «Де-факто уже давно никто точно не может сказать, сколько составляет суточная суммарная добыча странами ОПЕК. Разыграть экономическую карту с большими выгодами для себя - вот истинная цель всех разговоров о заморозке добычи среди членов ОПЕК, поскольку каждый из них на деле преследует свои геополитические и экономические интересы, хотя на словах все вроде бы и готовы договорится. Как мы видим, ни в апреле в Дохе, ни в июне в Вене договоренности достичь не удалось», – полагает Олег Абелев.
Аналитики единогласно говорят, что на заморозку добычи не пойдут страны Ближнего Востока. «Иран, Ирак и Саудовская Аравия заблокируют данное решение даже при низких ценах. Крупнейшие импортеры не заинтересованы также в восстановлении цен к прежнему уровню», – отмечает аналитик отдела анализа мировых рынков ГК «ФИНАМ» Анастасия Гладких. «Заморозка добычи однозначно свяжет руки Ирану и Саудовской Аравии, ведущим борьбу за долю рынка», – дополняетаналитик QB Finance Роман Кузнецов.
Эксперты оказались солидарны и в оценках стоимости бочки «черного золота» к концу года. «До конца текущего года цены на нефть могут достичь отметки в $50 за баррель», – прогнозирует Анастасия Гладких. Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник полагает, что нефть будет стоить $45, хотя потенциал роста может быть и выше. Екатерина Крылова из «Промсвязьбанка» и Олег Абелев из «Риком-Траст» ждут нефть в диапазоне 46-48$/баррель. Денис Давыдов, «Нордеа Банк», считает, что нефть к январю будет котироваться в районе 54 долларов.
Другая аналитика