Главной интригой нового 2016 года, безусловно, является судьба “единорогов” – непубличных хай-тек компаний с капитализацией, превышающей миллиард долларов. В августе 2015 года поголовье единорогов по данным CB Insights составляло 123 компании, их общая стоимость – 469 миллиардов долларов. Легко подсчитать, что средний единорог “тянет” на 3,5 миллиарда долларов. Годом ранее насчитывали 75 единорогов, а сейчас их уже 145, и все вместе они “тянут” на 514 миллиардов долларов.
Самым дорогим единорогом сегодня считается оператор такси Uber с оценкой капитализации в 51 млрд. долл., за которым следуют китайский производитель смартфонов Xiaomi (46 млрд.) и сервис аренды Airbnb ($25,5 млрд. долл.). В пятёрку лидеров входят также разработчик программного обеспечения для обработки и визуализации больших данных Palantir (25 млрд.) и мобильное приложение для обмена “исчезающими” видеороликами Snapchat (16 млрд.).
Однако за истекший год основные фондовые биржи провели размещения лишь трёх десятков компаний из сферы высоких технологий – приблизительно вдвое меньше, чем в прошлом году. Хуже того, по подсчётам Reuters 12 американских хай-тек компаний (42% от общего числа исследованных) были оценены рынком ниже или по крайней мере не выше, чем в момент последней непубличной сделки. Год назад таких компаний было только 6. Таким образом, платёжный оператор Square, детище создателя Twitter, Джека Дорси, оцененное рынком вдвое ниже, чем частные инвесторы (2,9 миллиарда против 6) – пример, отражающий общую тенденцию.
Мы наблюдаем следующую ситуацию: частные инвесторы посвящают в единороги 70 молодых компаний в год, но фондовый рынок согласен на размещение менее половины от этого числа, причём в 40% случаев IPO существенно снижает оценку компании.
С неизбежностью встаёт вопрос о формировании очередного финансового пузыря – на этот раз в виде стада надувных “единорогов”. При этом все необходимые условия для пузыря - в наличии: новые компании, производящие сложные, высокотехнологичные продукты, избыток денег у инвесторов, многочисленность новых инвесторов из числа разбогатевших профессионалов или из числа иностранцев, непрозрачность компаний и сделок, совершающихся вне фондового рынка.
Разумеется, не все согласны, что имеет место именно пузырь. Энтузиасты идеи бесконечного роста нашли немало аргументов, ставящих пузырь под сомнения. Обсудим некоторые из них:
Даже все вместе "единороги" стоят меньше одной Apple.
Этот аргумент скоро потеряет силу: рынок оценивает Apple в 602 миллиарда долларов. Суммарная же стоимость единорогов на девяносто миллиардов меньше, однако по прогнозу этих же исследователей в ближайшее время стадо пополнится ещё пятьюдесятью особями (шесть кандидатов на данный момент уже оправдали ожидания – их капитализацию оценили более, чем в миллиард долларов).
Так или иначе, крах всех единорогов вместе взятых будет равносилен разорению лишь одной, пусть даже и самой крупной, публичной компании. При этом, потери инвесторов составят, конечно, отнюдь не полтриллиона долларов, а лишь 10-15% от этой суммы. Не такая уж и катастрофическая потеря, да и потерпевших окажется немного. Суммарные инвестиции в единорогов составили в 2014 году лишь 48 млрд. долл., в то время как в доткомы на пике бума (в 1999 году) был вложен 71 миллиард. Этот аргумент призван подчеркнуть бережливость единорогов и их инвесторов, но бумерангом возвращается при IPO, когда фондовый рынок тоже решает, что половины запрашиваемой цены – достаточно.
Рынок стал больше. За пятнадцать лет, прошедшие после схлопывания интернет-пузыря, аудитория Сети выросла в десять раз – до 3 миллиардов пользователей, а число мобильных абонентов и вовсе превзошло объём населения планеты (речь, разумеется, о SIM-карточках или их эквивалентах, а не о людях). Экономика Интернета также выросла в разы, и выручка “единорогов” несопоставимо выше, чем заработки дот-комов. Единороги растут небывалыми темпами и обещают достичь магической величины выручки в 100 миллионов долларов. Цифры, конечно, внушительные, однако рынок хочет доказательств, что выручка превысит миллиард. К тому же, компания Netscape, IPO которой послужило стартом для первой интернет-лихорадки, в 1995 году тоже провозглашалась самой быстрорастущей софтверной компанией в США, однако прожила на фондовом рынке только четыре года.
Единороги не обязаны выходить на фондовый рынок и обременять себя лишней отчётностью и прочими издержками. Они могут оставаться частными компаниями и в будущем радовать своих инвесторов высокими прибылями. Безусловно, этот аргумент выглядит натянутым – фонды всегда имеют относительно короткий инвестиционный горизонт. CB Insight уже опубликовала список из 19 “единорогов”, которых инвесторы понесут на алтарь IPO в 2016 году – в том числе Dropbox (оценивается в 10 млрд. долл.), Cloudera (4,1 млрд. долл.), Jawbone (3,3 млрд. долл.) и т.п. Но если учесть, что инвестиции в некоторые из компаний-единорогов составляют менее 10% от озвученной капитализации, прибыли, распределяемые в форме дивидендов, могут вполне удовлетворить инвесторов. К тому же среди инвесторов значительную часть составляют фонды, созданные Google, Microsoft и другими стратегами, доказавшими способность растить новые проекты довольно долго.
Так или иначе, к началу 2016 года позиции участников процесса понятны: фонды взвинтили капитализацию единорогов, а фондовый рынок не спешит её подтверждать. Ожидаемые IPO наиболее раскрученных компаний, таких, как Dropbox, накалят страсти, и, разумеется, существенно повлияют на судьбу остальных. Некоторым повезёт. Однако от очевидного факта – растущей очереди “единорогов” у входа на фондовый рынок, никуда не деться. Избыток предложения единорогов приведёт к падению их стоимости. Большая часть инвесторов потеряет деньги, что скажется как на их возможностях инвестировать в индустрию дальше, так и на будущих оценках стоимости стартапов следующих поколений.
Другая аналитика