Прогнозы:
- Промпроизводство в США в феврале окажется существенно хуже консенсус-прогноза;
- Золото вновь преодолеет отметку $1160 за тройскую унцию, однако более значительному восстановлению будет препятствовать по-прежнему укрепляющаяся американская валюта.
Долларовый «кубик Рубика»
В прошедшую пятницу произошло символическое событие – индекс доллара DXY, отслеживающий курс американской валюты к шести крупнейшим мировым денежным единицам, впервые с апреля 2003 года пробил отметку 100 пунктов. Похоже, доллар получил «второе дыхание» после того, как два азиатских финрегулятора — Банк Таиланда и Банк Кореи — снизили ключевые ставки на 25 б.п. до 1.75%. Надо заметить, что падение некоторых валют и рынков в течение последних двух недель было на редкость стремительным: к счастью, на сей раз российский рубль в их число не вошёл. Пока больше всего досталось Латинской Америке, которой приходится справляться с падением цен на энергоносители в условиях замедления темпов роста и политической нестабильности – сочетание этих факторов увело валютные курсы и локальные фондовые рынки к многолетним минимумам.
Что касается американских индексов, то по итогам весьма волатильной, «шахматной», торговой недели Dow Jones потерял символические 0.46%, S&P 500 – -0.96%, Nasdaq откатился на 1.01%. В отраслевом разрезе почти все секторы индекса S&P 500 за период 9-13 марта показали отрицательную динамику. Наибольший спад показал сектор производителей промышленных материалов (-4.1%).Некоторое повышение зафиксировал только сектор здравоохранения (+0.6%). Что касается компонентов индекса Dow Jones, то за прошедшую неделю снижение показали 23 из 30 входящих в состав индекса акций. Наихудшую динамику за неделю продемонстрировали, на плохой отчётности и столь же неутешительных прогнозах менеджмента, акции Intel Corp. (INTC, -8.71%). Лидером роста стали акции химического концерна du Pont de Nemours (DD, +2.65%).
По итогам недели все основные валюты закрылись с очередными понижениями против «американца». Наибольшее снижение по отношению к американскому доллару зафиксировал евро (-3.34%). Более умеренную коррекцию показали швейцарский франк (-2.06%), британский фунт (-1.83%), а также канадский (-1.26%) и австралийский (-1.04%) доллары. На валютных торгах почти всю неделю евро дешевел против доллара, обновляя многолетние минимумы. Участники рынка ждали итогов встречи министров финансов по Греции. Давление на евро оказывала программа количественного смягчения ЕЦБ, которая была запущенна в понедельник. Напомним, программа рассчитана до сентября 2016 года, и ежемесячно на скупку облигаций ЕЦБ будет выделять €60 млрд. Таким образом, декларативно ЕЦБ планирует стимулировать экономический рост в еврозоне и повысить уровень инфляции. В реальности всё большее число экспертов – и мы в их числе – придерживается мнения, что основной задачей европейского финрегулятора является более глубокая девальвация единой валюты, которая помогла бы европейским товарам стать более конкурентоспособными на внешних рынках. В пятницу валютная пара продолжила снижаться на фоне расхождения в векторах монетарной политики ФРС США и ЕЦБ.
Как уже было упомянуто выше, фондовые индексы США в пятницу заметно снизились. В фокусе внимания участников рынка были данные о динамике цен производителей в США в феврале. По данным Минтруда, данный важный индикатор снизился в прошлом месяце на 0.5% в помесячном выражении, укрепив опасения относительно дефляционных ожиданий. Консенсус-прогноз ожидал, что цены вырастут на 0.2%, а основные (core) цены – снизятся на 0.1%. Примечательно, что большая часть снижения общих цен была связана отнюдь не со снижением цен на энергоносители – как того ожидали американские экономисты – а с падением на 1.5% в волатильной категории торговых услуг. Правда, за вычетом изменения цен на продукты питания, электроэнергию и торговые услуги, индекс в помесячном выражении в феврале остался неизменным, но в годовом выражении индекс упал на 0.6%, уйдя в минус после нулевого годового роста в январе, что усилило опасения относительно ускоряющихся дефляционных процессов из-за чрезмерно укрепившегося курса доллара.
Между тем, предварительные результаты данных, представленных Университетом штата Мичиган, показали, что в марте американские потребители выглядели более пессимистично в отношении перспектив экономики, чем в прошлом месяце: в текущем месяце предварительный индекс потребительских настроений снизился до 91.2 пкт по сравнению с февральским значением на отметке 95.4 пкт, тогда как согласно среднерыночным оценкам, данный индекс должен был слегка вырасти до 95.6 пкт.
Из интересных европейских новостных событий стоит остановить внимание на выступлении пресс-секретаря канцлера ФРГ Ангелы Меркель Штеффен Зайберт (Steffen Seibert), которая поспешила в очередной раз развеять сгущающиеся тучи и заявила, что «...политической целью [Германии] по-прежнему является сохранение Греции в еврозоне». Она также добавила, что взаимные трения в решении греческого вопроса – это не «частная вражда», явившаяся следствием кризиса двухсторонних отношений между Берлином и Афинами, а следствие разночтений в решении главной задачи между Грецией и еврозоной. Эти слова прозвучали после того, как раздосадованный очередными пререканиями с министром финансов Греции Янисом Варуфакисом его германский коллега Вольфганг Шойбле заявил в четверг вечером, что «возможен незапланированный выход Греции из еврозоны». Напомним, что министр финансов Греции 7 марта направил главе Еврогруппы Йеруну Дейсселблуму письмо, которое содержало список семи первоочередных реформ, и которое было впоследствии подвергнуто жёсткой критике со стороны представителей «Евротройки». Словом, «шоу» продолжается.
Федрезерв США в пятницу неожиданно сообщил, что мировые центральные банки снижают темпы покупок американских казначейских облигаций. Согласно отчёту ФРС, на 11 марта объём вложений ЦБ в облигации США был на уровне $2.92 трлн, что стало самым низким значением с марта 2014 года. По мнению ФРС, такая ситуация обусловлена продолжающимся укреплением доллара США, что вынуждает ЦБ продавать казначейские облигации. На самом деле, развивающиеся страны сталкиваются с ослаблением национальных валют, поэтому они вынуждены продавать доллары для стабилизационных интервенций. В частности, такой стратегии придерживаются Китай и Россия с целью сдерживания инфляции и предотвращения оттока капитала. С таким замечанием, на самом деле, спорить было бы трудно. Другой вопрос – насколько фундаментально обосновано и как долго продлится текущее инерционное укрепление доллара – остаётся пока «долларовым кубиком Рубика».
Другая аналитика