Рынок логистики в России весь последний год основательно меняет свою архитектуру, и о том, как чувствуют себя в это время ключевые игроки этого рынка, мы решили поинтересоваться непосредственно у члена совета директоров ООО «СДЭК-Глобал» Вячеслава Пиксаева. — Расскажите, пожалуйста, как изменились цели и задачи компании после февраля 2022 года — от чего пришлось отказаться, что привнести? — После начала СВО, несмотря на сложную обстановку и многочисленные санкции, наложенные на Россию со стороны европейского сообщества, у компании открылись новые перспективы, поскольку из страны ушла так называемая большая четверка — крупные игроки рынка доставки (FedEx, UPS, DHL, TNT), что привело к высвобождению огромной доли рынка — порядка 30 млрд рублей. Ожидаемый рост бизнеса только в этом году мы прогнозируем на уровне 45%. Это при том, что вероятнее всего, пока мы поглощаем долю мелких игроков, а не большой четверки, которую мы только-только начинаем осваивать, так что у компании еще сохраняется огромный потенциал. Мы имеем все шансы перевыполнить план 2023 года по выручке. — Какие важные для развития бизнеса события имели место в 2022 году? — Мы разработали и оперативно внедрили ряд сервисов, на которые в рынке сформировался запрос. Речь идет о таких проектах как CDEK.Shopping, CDEK.Pay, CDEK.recommerce, гиперлокальная доставка, которые появились очень вовремя, стали востребованы и уже показывают отличные результаты. Для обеспечения эффективности магистральных перевозок мы приобрели 18 китайских тягачей DongFeng и 2 КамАЗа. Теперь внутренний автопарк сервиса насчитывает 50 единиц техники. CDEK.Pay за два года работы вернул более 50% инвестиций, вложенных в него, в основном, за счет привлечения пула внешних клиентов. В этом есть заслуга директора проекта, Дмитрия Балина. На сегодняшний день мы работаем над созданием целого ряда продуктов от CDEK.Pay для более плотной интеграции направления в бизнес и реализации множества задач, таких как, например, виртуальные карты, денежные переводы, международные платежи. Оборот сервиса CDEK.Shopping по врученным заказам с января по май 2023 года составил 731,4 млн рублей, а суммарное количество визитов на сайт по итогам июля превысило 2,9 млн. Также в 2022 году случилось, без преувеличения, знаковое для нас событие — СДЭК по объему выручки обогнал «Почту России» в направлении e-commerce, причем, это по данным, опубликованным самой «Почтой России». Выручка в направлении логистики обслуживаемой Еcom у CDEK превысила сопоставимую выручку Почты России на 10%. Что, кстати, позволило нам скорректировать дальнейшие планы, сформировать более четкую картину дальнейшего развития бизнеса. — Как именно изменились планы компании с момента начала СВО? — Если ранее мы делали ставку на развитие сети СДЭК в Европе и США, то сейчас фокус внимания будет смещаться на Азию и Африку: Иран и Китай, а также так называемые страны Магриб (Западная Сахара, Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия). В частности, Иран многие годы находится под санкциями, и доставка зарубежных брендов, возможно, будет очень востребована в этой стране. Отмечу, что по моим данным, этот рынок как раз свободен. Почему бы нам его не занять? При этом мы конечно же мы продолжим обслуживать клиентов в 31 стране, в которых есть наши офисы. — В 2021 году компания привлекла частные инвестиции в размере полумиллиарда рублей, которые планировала инвестировать на глобальное обновление IT-платформы. Что сделано за это время? — Все поставленные задачи реализованы — мы модернизировали оборудование, увеличили мощности системы, обновили ПО, активно усиливаем информационную безопасность. Мы вывели СДЭК.Диджитал в отдельную структуру, чтобы собрать ИТ-специалистов в одном месте. «Железо» — это уже вторичный вопрос, но мы будем и в дальнейшем в него вкладываться неизбежно. Это ядро, вокруг которого строится вся платформа СДЭК. На сегодняшний день мы создали доступную и удобную предпринимательскую платформу с открытым кодом, где независимые предприниматели имеют возможность пользоваться нашим программным обеспечением. Можно сказать, что на базе СДЭК самозародилась «уникальная барахолка» франчайзи, где есть 1000 участников, которые «торгуют» ПВЗ, «клиентскими договорами», оборудованием для курьерки, расходными материалами и прочим. У меня, в связи с этим, возникла идея построить открытую предпринимательскую платформу в сфере e-commerce, превратить то, что уже есть сейчас в полноценный магазин-приложений для IT-продуктов, где мы на бесплатной основе предоставим в пользование нашу платформу с одним условием — проводить расчеты через наш сервис. В случае успеха мы сможем дополнить AppStore, Google Play, Galaxy Store, HUAWEI AppGallery и RuStore. — По работе в СНГ: недавно в сети появились новости о том, что у СДЭК снизились цены, и теперь тариф «посылочка», который действовал внутри России, теперь распространился и на международную доставку. — Мы работаем над тем, чтобы привести тарифы в странах СНГ к ценовой политике, которая действует у нас внутри России. Недавно у меня состоялась встреча с представителем СДЭК в Казахстане как раз по вопросу перевода внутренних тарифов на другую стоимость, отделения их от тарифов доставки в Россию. В Киргизии, Армении и Узбекистане то же самое. Посчитаем, запустим и посмотрим на динамику результатов. |