Почти тридцать последних лет мы имеем две глобальные стратегии, которые обеспечивали глобальный рост экономики.
Одна из стратегий – это азиатская стратегия коммерции. Вторая – стратегия американского доллара как резервной валюты.
Эти две стратегии долгое время работали в гармонии, поскольку питали и поддерживали друг друга.
Одна из них – азиатская стратегия коммерции – описана здесь.
СТРАТЕГИЯ АМЕРИКАНСКОГО ДОЛЛАРА КАК РЕЗЕРВНОЙ ВАЛЮТЫ
С того момента, как Никсон вывел США из-под золотого стандарта в 1971 году, США приняли доктрину, которую можно называть стратегией американского доллара как резервной валюты. После второй мировой войны и Бреттон-Вудской конференции, на которой доллар США принял статус мировой резервной валюты и был связан с золотом фиксированным обменным соотношением 35 долларов за унцию ввиду огромных затрат на вьетнамскую войну и «великое американское общество» президента Джонсона США уже не могли нести эту великую честь. В 1971 году, когда Франция потребовала конверсионной оплаты в золоте, США отказали. После этого доллар США стал фиат валютой, не обеспеченной больше ничем, кроме как полной верой в политику Вашингтона.
Краткая справка: Фиат деньги – это деньги, ценность которых обеспечена государственным регулированием или законом. Так же как советские деньги, которые «были обязательны к приему на всей территории...». Когда фиат деньги используются как валюта, применяется термин фиат валюта.
Основная черта фиат денег – то, что они уполномочены правительством для осуществления платежей и уплаты налогов. Фиат деньги не всегда обязательны для крупных стран и не всегда используются. Например, Википедия сообщает нам, что в Великобритании семь розничных банков выпускают банкноты. И в США до 1862 года была такая ситуация.
Что оставалось другим странам делать в ответ? Очень быстро стало понятным, что они мало, что могут сделать. Было очевидным, что международная торговля будет вестись в долларах – это необходимость, которая возникала вследствии доминирования экспортной торговли США. Другие страны вынуждены были иметь доллары США для осуществления международной торговли.
Помимо этого, США установил соглашения со странами-производителями нефти на Среднем Востоке о том, что нефть будет продаваться только в долларах США. Так как энергоносители являются доминирующими затратами для многих стран, это обеспечило стратегическое положение доллара США и его закрепление в качестве главной мировой валюты.
Для США эта стратегия означала, что они могли печатать деньги и эффективно экспортировать потенциальные инфляционные последствия своих операций. 1970 –ые годы первоначально были отмечены драматическим ростом инфляции, когда взялись за осуществление этой стратегии. Ко времени президентства президента Рейгана, стратегия заработала полным ходом благодаря геркулесовым усилиям Волкера на посту председателя Федрезерва.
Это стратегия и была стратегией доллара США как резервной валюты.
Она позволила Рейгану осуществить «рейганомику» и его новую экономическую политику, которая запустила наиболее продолжительный бычий рынок в истории США. В дальнейшем она была продолжена чрезвычайно мягкой монетарной политикой под управлением Гринспена, облегченными резервными требованиями при Клинтоне, и сокращением налоговых выплат при Джордже Буше II. Это быстро привело к тому, что богатейшая в мире экономика превратилась в крупнейшего в мире должника.
Исторический рост долга происходил без инфляционного заражения экономики США. Это объяснялось тем, что инфляция эффективно экспортировалась через все большие количества долларов США, запускаемых Казначейством в обращение.
Любая угроза этой стратегии быстро пресекалась американской военной мощью. Как пример, когда Садам Хусейн, президент Ирака, решил продавать иракскую нефть в евро, спустя три месяца он был свержен вооруженными силами США и отстранен от власти. Когда ливийский лидер Муамар Каддафи захотел золото в обмен на ливийскую нефть, он почти немедленно стал целью спланированной США военной акции.
В настоящее время нефть все еще продается только в долларах США, но все больше и больше торговых сделок заключается между Китаем и его торговыми партнерами в других валютах. Это серьезная угроза для США и доллара США.
СИМБИОЗ ДВУХ ТОРГОВЫХ СТРАТЕГИЙ
Одна из причин, по которой стратегия доллара как резервной валюты работала столь долгое время, заключалась в том, что у других стран существовал стимул стерилизовать доллары, которые они получали. Благодаря стерилизации долларов США, они удерживали низким обменный курс своей валюты, что помогало экспорту, хотя создавало потенциально внутреннюю инфляцию. До недавнего времени это инфляционное давление удавалось держать под контролем.
В случае Европы, евро вошел в обращение в конце 90-ых годов, но затем быстро двинулся от уровня гораздо ниже паритета к почти 1.50, вызвав проблемы конкурентноспособности европейского экспорта для многих периферийных стран (PIIGS).
Азиатская коммерческая стратегия и стратегия доллара США как резервной валюты образовали симбиоз, и причины были в следующем:
1. Хотя стратегия азиатского экспорта была построена на экспортных торговых дисбалансах, а стратегия доллара, как резервной валюты была построена на росте объема торговли, обе были сконцентрированы на глобальной торговле. США выигрывал за счет глобализации торговли и растущего спроса на доллар США – это позволяло оплачивать постоянно растущий военно-промышленный комплекс без существенного увеличения налогов и использовать эти доллары в качестве резервов для глобального роста банковского сектора.
2. США, как экономика на 70% состоящая из потребления, требовала дешевого финансирования, чтобы сохранить ее ненасытное потребление. Азия требовалось потребление, чтобы абсорбировать ее растущий экспорт..
3. США требовался сильный доллар, чтобы привлечь финансирование для ее долга. Азия видела госдолг США как хранилище для ее растущих резервов, чтобы дополнительно уменьшить затраты по финансированию ее экспортной продукции.
4. Корпорации США видели оффшоризацию, аутсорсинг, размещение производства в выгодном регионе как главные пути повышения производительности. Стратегия азиатской коммерции предложила американским корпорациям возможность значительно увеличить производительность, в то время как Азии требовалось проникновение в каждый растущий и крупный рыночный сегмент. Американские корпорации несли ноу-хау, брэндинг и капитал в азиатские экономики, которые отчаянно нуждались во всех этих инструментах, чтобы обеспечить занятость необладающего какими-либо профессиональными навыками населения, увеличить стандарты жизни и уменьшить существующее и потенциально возможное социальное недовольство.
5. Экономика США, которая совершила превращение из промышленной экономики в экономику сферы услуг, взрастила огромный финансовый комплекс. Рынок акций на 44% процента представлен сектором финансовых компаний. Финансовая экономика требует растущего притока капитала, чтобы поддерживать свой рост.