Осенью прошлого года McDonald’s начал реформы, главной целью которых было улучшение продаж и повышение конкурентоспособности. В этой связи в опубликованной год спустя финансовой отчетности за 3-й квартал мне было особенно интересно оценить успешность проводимых изменений. Именно в таком ключе я попытался проанализировать результаты компании.
В марте 2015 года генеральным директором McDonald’s стал Стив Истербрук, пообещавший вернуть в рестораны компании клиентов и остановить заметный отток молодежи, на которую приходится довольно существенная доля продаж. Первым делом была организована круглосуточная продажа завтраков, и это решение в итоге оказалось весьма эффективным для стимулирования роста выручки. Однако меньше чем через год популярность акции резко упала, и рост сопоставимых продаж застопорился: по итогам 3-го квартала 2016 года выручка в США выросла всего на 1,3% г/ при консенсусе выше 3%.
Справедливости ради стоит заметить, что если в расчет брать последние 12 месяцев, то здесь по-прежнему наблюдается неплохой рост продаж в США на уровне 3,5. Помимо круглосуточной продажи завтраков, важную роль в новой стратегии McDonald’s играют комплекты из двух блюд на выбор под названием McPick2 (причем содержание предложения в разных странах присутствия сети разное). Норма прибыли на них выше, чем на предыдущее скидочное предложение, а спрос на такие комплекты усиливается с каждым годом.
Гендиректор McDonald’s намерен и далее придерживаться клиентоориентированной политики. С учетом пожеланий посетителей в меню, доступное в течение всего дня, в ближайшее время будут включены сэндвичи McGriddles, кексы и печенье, что все больше способствует превращению McDonald’s в современную и прогрессивную сеть бургерных.
Сопоставимые продажи компании в развитых странах выросли на 3,3%, прежде всего благодаря отличным результатам в Великобритании и Северной Ирландии, а также положительной динамике в Австралии, Канаде и Германии. На развивающихся рынках выручка поднялась всего на 1,5%. Это во многом спровоцировали политические события вокруг Южно-Китайского моря и эффект высокой базы 2015 года, из-за которых сопоставимые продажи в Китае в годовом выражении снизились.
Однако, несмотря на неплохие операционные результаты, выручка McDonald’s в 3-м квартале упала на 2,9%, до $6,42 млрд, из-за валютных колебаний, а в постоянной валюте сократилась на 1%. Здесь стоит отметить 5%-й рост доходов от фрайчайзинга ресторанов, составивший $2,45 млрд. В ближайшие годы компания планирует перевести на франшизу все свои рестораны, которых осталось порядка 20%, что позволит повысить прибыльность собственного бизнеса и эффективность действующих точек. Чистая прибыль сети снизилась на 3%, до $1,27 млрд ($1,50 на акцию), а исключая отдельные статьи расходов она составила $1,62 на акцию, превысив средний прогноз аналитиков на уровне $1,48.
Говоря о потенциале котировок McDonald’s, нельзя не отметить, что трехлетняя программа, в рамках которой компания должна возвратить акционерам порядка $30 млрд в виде дивидендов и за счет выкупа акций, подходит к концу: на сегодняшний день уже выплачено $27,8 млрд. Компания объявила об увеличении дивидендов на 6% начиная с 4-го квартала, что стало хорошей новостью для держателей ее бумаг.
Дополнительным аргументом в пользу покупки акций McDonald’s стала увеличившаяся недооценка его рыночной стоимости по сравнению со средним значением в отрасли. Из графика выше видно, что значение мультипликатора P/E у McDonald’s в течение всего года держится в районе 20х, в то время как медианное значение приближается к 30х, открывая хорошие перспективы для роста капитализации компании после коррекции.
Инвестировать в акции американских компаний можно через приобретение бумаг специализированного ETF, торгуемого на Московской бирже.