Хотя официальные лица Евросоюза отвергают даже малую возможность такого исхода в ближайшем будущем, но учитывая, сколько вранья было в последнее время, а один из высших чиновников Евросоюза Юнкер даже честно признался, что им приходится лгать, когда это необходимо (поразительная честность), полезно представлять, что все-таки произойдет в том случае, если Греция объявит дефолт.
Уже не стоит вопрос о том, произойдет ли это событие или нет. Стоит вопрос - когда?
20 мая колумнист британской газеты Andrey Lilico попытался ответить на этот вопрос в статье What happens when Greece defaults
«Уже ясно, что вопрос в том – когда, а не если. Финансовые рынки лишь не уверены, когда это произойдет: завтра, через месяц, через год, или через два года (это крайний срок). ЕЦБ пытается разыграть свою последнюю карту, по аналогии с Ирландией – угрожая банкротством банковскому сектору. В ближайшие дни мы увидим либо еще один план помощи Греции либо дефолт.
Что случится, если Греция объявит дефолт. Здесь перечислены некоторые события, которые за этим последуют:
- Каждый банк в Греции станет немедленно неплатежеспособным
- Греческое правительство национализирует каждый банк в Греции
- Греческое правительство запретит вывод средств из греческих банков
- Чтобы избежать волнений греческих вкладчиков на улицах в духе Аргентины -2002 ( когда аргентинский президент вынужден был покинуть крышу президентского дворца на вертолете, чтобы спастись от толпы таких вкладчиков), греческое правительство вынуждено будет объявить комендантский час, а может быть даже и военное положение.
- Греция вынуждена будет деноминировать все свои долги в «новые драхмы» или во что-то другое – как они назовут новую валюту (это классическая уловка стран, идущих на дефолт)
- Новая драхма будет девальвирована примерно на 30-70% (возможно около 50%, хотя возможно больше), фактически обесценив на 50% или больше все греческие долги, номинированные в евро.
- Ирландия в течение нескольких дней откажется от всех долгов своей банковской системы
- Португальское правительство будет ждать и наблюдать за тем, наступит ли хаос в Греции, прежде чем принять решение, не объявить ли ей самой дефолт.
- Ряд французских и немецких банков понесут значительные потери и не будут больше соответствовать критериям о достаточности капитала.
- Европейский Центральный банк станет неплатежеспособным, исходя из его очень большого вложения в государственный долг Греции, в банковский сектор Греции и долг банковского сектора Ирландии
- Французское и герамнское правительство вынуждены будут решать, что им делать: (а) рекапитализировать ЕЦБ, (b) позволить ЕЦБ напечатать деньги, чтобы сохранить свою платежеспособность ( Поскольку ЕЦБ имеет относительно маленькие вложения в иностранную валюту, он может в принципе напечатать деньги, но это запрещено его Уставом о создании. С другой стороны, Договор о создании Евросоюза четко, и в условиях, запрещает формы оказания поддержки, использованные ею для Греции, Португалии и Ирландии, но то, что это было незаконным было мелочью и не помешало тому, чтобы это случилось. Поэтому не кажется таким уж очевидным, что незаконность печатания денег окажется для ЕЦБ таким уж препятствием).
- Они будут рекапитализировать и рекапитализировать свои собственные банки, но объявят при этом о завершении всяких программ помощи.
- Произойдет резня на рынке облигаций испанского банковского сектора, когда владельцы облигаций поймут, что предстоит обмен облигаций на акции.
- Это предположение оправдается, когда испанцы предпочтут отказаться от текущей структуры облигационных контрактов в испанском банковском секторе, рекапитализировав некоторое количество банков с помощью обмена долга на долю в собственности.
- Владельцы облигаций подадут иски на испанский банковский сектор в европейский суд по правам человека ( возможно и в другие суды ), утверждая о нарушении их прав собственности. Эти иски не будут рассматриваться годами. К тому времени, когда они, наконец, поступят к рассмотрению, они никого не будут волновать.
- Внимание перейдет к британским банкам. Тогда они посмотрят...»
Здесь автор статьи из каких-то соображений, возможно этических (все-ж таки британская газета), прекратил свой рассказ о последствиях, которые вызовет дефолт Греции.