Когда мы говорим о стройке в масштабе мегаполисов, то Самолет неизбежно всплывает в списке лидеров. Компания является одним из крупнейших девелоперов России, работающей сразу на нескольких фронтах: массовая жилая застройка, коммерческая и курортная недвижимость, индивидуальное жилищное строительство, управление активами, а также цифровая платформа Самолет Плюс. Последняя должна была стать технологичной витриной компании и выйти на pre-IPO, но планы, как это часто бывает, остались на бумаге.
География тоже внушительная: Москва, Петербург, Ленинградская, Московская, Тюменская области и Приморье. Кроме того, Самолет находится в списке системообразующих предприятий РФ. То есть «сбить» его непросто, хотя и не невозможно.
Акции Самолета торгуются на Мосбирже с 2020 года под тикером SMLT, и с самого начала включены в первый котировальный список. Интерес инвесторов был, но за три года настроение менялось неоднократно.
💰Дивиденды
В начале всё выглядело обнадёживающе: гибкая дивидендная политика, завязанная на долговую нагрузку. Если чистый долг/EBITDA ниже 1,0, то0 выплата не менее 50% прибыли. Ниже 2,0 — не менее 33%. Были даже планы платить минимум 5 млрд. рублей при любом исходе.
Но в 2022 году рынок показал, кто главный. С тех пор - ни рубля, дивиденды заморожены.
⚡Риски
Жесткая ДПК давит на всю строительную отрасль.
Минимизация государственных ипотечных программ.
Очень высокий долг.
📍Вывод
Я уже неоднократно писал ранее, что строительная отрасль находится под самым сильным давлением и единственным спасителем тут может быть исключительно государство вместе с ЦБ с комплексной поддержкой девелоперов. Тренд на снижение ключевой ставки - это хорошо, но мало для столь сильно закредитованной отрасли.
В целом по отрасли Самолет пикирует вниз, сильно отставая (в хорошем смысле этого слова) от конкурентов. За 2024 год выручка по МСФО выросла на 32% до 339 млрд. рублей, хотя чистая прибыль упала в 3 раза до 8,2 млрд. рублей.
Компания, как и все в отрасли, продолжает сдавать объекты строительства с задержками. Доля таких активов с задержками составляла 80% уже в текущем 2025 году. Это много, хотя и не критично, потому что сроки задержки не превышают одного года. Правда в динамике картина выглядит не самым лучшим образом: в 2023 году - переносили 11% объектов, в 2024 - 42%. Конечно же ввод в эксплуатацию зависит от спроса на жилье и пока спрос низкий задержки будут новой нормой.
Дамоклов меч Самолета - большой долг. Показатель чистый долг/скорректированная EBITDA = 5,7х и это очень много. Мы можем в голове держать размер остатков на счетах эскроу - 325 млрд. рублей, но с учетом постоянного удлинения сроков сдачи объектов растягивается и раскрытие этих счетов.
Инвесторы понимают, что Самолет относится к той категории компаний, которую в недружественной Америке принято называть "to big to fall", а у нас их называют системообразующими, но риски растут на глазах.
⭐2025 год - не год застройщиков по фундаментальному анализу, хотя ЦБ акции девелоперов поставил на третье место по доходности за 1 полугодие этого года. У меня в портфеле девелоперы отсутствуют как в части акций, так и в облигационной составляющей. Решение ЦБ по ключевой ставке должно было дать подвижки и повысить спрос на бумаги, но пока что мы видим продолжение коррекции на 📉-10,3% за неделю. И вроде бы бумаги недалеко от исторических минимумов, и всё равно покупать не хочется.
Не инвестиционная рекомендация.
🔥 Чтобы не пропустить новые разборы акций, обзоры свежих выпусков облигаций и тренды фондового рынка скорее подписывайтесь на телеграм-канал. Там еще много полезной авторской аналитики и весь мой пассивный доход.