В ООО «Сибирское стекло» («Сибстекло», один из лидирующих производителей стеклотары в России и крупнейший утилизатор стекольных отходов на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, актив РАТМ Холдинга) приняли первую партию стеклобоя из Владивостока — 150 тонн.
Выпускать стеклотару без стеклоотходов технологически сложнее. Кроме того, одна тонна стеклобоя замещает 1,2 тонны полезных ископаемых, тем самым, темпы истощения минеральных запасов замедляются. Температура плавления отслужившего свой срок стекла ниже, чем смеси из песка, соды и доломита: каждые 10% вторсырья позволяют сократить энергопотребление на 3%, в результате промышленную нагрузку на окружающую среду. Период эксплуатации стекловаренных печей продлевается с 7-10 до 12-15 лет.
Напомним, сбор стеклоотходов в интересах предприятия осуществляет ООО «Чистая страна» (ранее «Гласс Рециклинг», актив РАТМ Холдинга). Сегодня вторичное сырье на «Сибстекло» привозят из регионов Центральной России и Сибири, с Дальнего Востока — из Амурской области и Хабаровского края.
По словам директора «Чистой страны» Александра Мартынова, на начальном этапе из Приморья на стекольный завод в Новосибирске будут поставлять от 170 до 320 тонн стеклоотходов (три-пять вагонов) в месяц. В дальнейшем этот объем вырастет до 500 тонн в месяц.
В настоящее время доля стеклоотходов в составе компонентов для изготовления коричневой бутылки, занимающей примерно половину в структуре выпуска, доходит до 55-60%, к концу 2024 года этот показатель планируют увеличить до 80%.
— Чтобы использование стеклобоя повышало эффективность хозяйственной деятельности производителей стеклянной упаковки, стоимость вторичных ресурсов должна быть меньше, чем первичных, тем самым обеспечивая рентабельность готовой продукции, — комментирует генеральный директор «Сибстекла» Антон Мор. — Цепочка обращения с отходами, даже растянутая на тысячи километров, замкнется быстрее и станет крепче, если начнет генерировать доход в интересах всех ее участников. Большинство из них рассчитывают на поддержку государства, например, в части дотирования транспортировки ТКО из отдаленных субъектов РФ к месту утилизации, что также способствует достижению баланса экологической и экономической составляющих.