За год много всего случилось с Twitter. Компания сменила CEO, обновила интерфейс платформы и... потеряла 65% своей капитализации. При этом критический взгляд на ситуацию в Twitter, на мой взгляд, не позволяет утверждать, что худшее позади.
В ходе конференц-звонка по результам 4-го квартала глава компании Джек Дорси делал особенный акцент на увеличении выручки и росте числа активных рекламодателей. Согласно данным Twitter, оно выросло на 90% г/г, до 130 тыс. От себя добавлю, что за этот же период количество рекламодателей Facebook увеличилось на 50% достигнув 3 млн. А Instagram по этому же показателю прирос за год с 0 до 200 тыс. Но даже не это главное. Ведь не важно, как много продавцов выставляют свои товары в магазине, если в него не ходят покупатели. Ключевой показатель Twitter, как и любой социальной сети, — размер базы пользователей. И я считаю, что сеть микроблогов достигла в этом смысле потолка.
Отвечая на вопрос о причинах отрицательного роста базы в последнем квартале прошлого года Джек Дорси сослался на сезонность и заверил, что ситуация исправится в будущем. Не могу разделить оптимизм главы компании, поскольку проблемы с увеличением базы начались раньше, чем в 4-м квартале 2015-го. Если проанализировать годовые темпы прироста месячной активной аудитории (MAU) у Twitter, Facebook и LinkedIn, хорошо заметно, что последние два сохраняют темпы, в то время как инерция замедления роста Twitter не ослабевает.
Источник: данные отчетность компании, расчеты и графика Инвесткафе.
Оценить ситуацию с расширением базы можно иначе. Построив кривые на основе математических моделей, которые наиболее качественно описывают тренды роста MAU указанных социальных сетей, и сведя начало этих кривых в единую точку, мы получим модель, описывающую, как увеличивались бы базы Twitter, Facebook и LinkedIn, если бы они начали свое функционирование синхронно. Также эта модель позволяет сделать краткий прогноз на основе предположения о том, что позитивные тенденции сохранятся в течение 2016 года.
Источник: данные отчетности компаний, расчеты и графика Инвесткафе.
Приведенное комплексное сравнение позволяет убедиться, что замедление роста базы Twitter берет начало в 2014 году. Сейчас сложно судить о фундаментальных причинах этого явления, но это статистический факт.
Я пользуюсь Twitter и отмечаю, что примерно с конца прошлого года количество рекламы в ленте выдачи твитов существенно возросло. Возможно, это необъективная оценка, но мои друзья, также сидящие в микроблоге, подтверждают подобную тенденцию. В принципе, этим вполне объясняется факт повышения рекламной выручки на 48,3% г/г с октября по декабрь на фоне отрицательного прироста базы. Однако активная монетизация сети ставит существенное препятствие на пути к расширению базы. Человек, который до этого не пользователя Twitter, вряд ли начнет это делать, зная, что увидит там много рекламы. Реклама — враг роста базы, и сознающая это сеть WhatsApp имеет шансы стать еще больше.
Мне попадалась информация о том, что инсайдеры Twitter стали активно скупать акции компании и что это свидетельствует об улучшении дел. Детальнее разобравшись в этой тенденции, я не могу найти здесь источника оптимизма. Покупки наряду с продажами действительно имели место:
Однако, если рассмотреть общую долю акций, которыми владеют инсайдеры, очевидно, что ситуация не демонстрирует улучшения. На данный момент инсайдеры напрямую владеют 1,4% акций Twitter, а год назад их доля составляла 1,8%. То есть продают они все-таки больше, чем покупают.
Twitter, как и любая другая компания высокотехнологичного сектора, держится на талантливых кадрах. Представители сектора стимулируют ведущих сотрудников путем предоставления в их собственность акций, причем иногда с определенными ограничениями в сроках продажи. Но замечу, что если акции компании дорожают, это отлично стимулирует сотрудников, а если падают на 65% за год, это, наверное, не прибавляет им трудового энтузиазма. По законам США, акции, поступившие в собственность таким путем, облагаются налогом. Когда они стоили $50 это, возможно, и было приемлемо. Но когда они упали до $16, налог, уплаченный год назад, скорее всего, кажется держателю бумаги чрезмерным.
И все же оценка капитализации Twitter на основе сравнения с аналогами по мультипликаторам указывает на потенциал роста.
Технический анализ фиксирует наличие отчетливого негативного тренда. Признаков дна нет.
График актуализирует котировки при каждом обновлении страницы. Цена на момент написания статьи — $16,61.
С учетом перечисленных проблем я не могу дать рекомендацию «покупать» для акций Twitter и считаю, что уровень $10 для них вполне реальная перспектива.
Инвестировать в акции американских IT-компаний можно через приобретение бумаг специализированного ETF, торгуемого на Московской бирже.