1 1
43 456 посетителей

Блог пользователя Investcafe_ru

Инвесткафе

Инвестидеи, независимая аналитика рынка
19.02.2016, 19:04

Яндекс стал заложником слабого рубля

Яндекс отчитался о финансовых результатах за минувший год. Несмотря на двузначный рост выручки, чистая прибыль компании впервые с выхода на IPO упала, причем это падение составило более 40%.

Выручка Яндекса за год выросла на 23%, приблизившись к 60 млрд руб., что оказалось гораздо выше среднего прогноза аналитиков, предполагавшего ее повышение на 16,3%, и собственных ожиданий, колебавшихся в диапазоне 14-16%. По-прежнему большая часть доходов поступает в бюджет российского поисковика от рекламы. Выручка в этом сегменте в минувшем году повысилась на 16%, до 58,2 млрд руб. В компании отмечают традиционное увеличение рекламодателей, которое стимулируется за счет постоянных нововведений. На сей раз среди них можно выделить переход Яндекс.Директ на новую модель аукциона, а также запуск динамических объявлений, которые теперь создаются самостоятельно на основе анализа сайта рекламодателя. Во многом благодаря этому к концу 2015 года количество рекламодателей Яндекса вплотную приблизилось к 400 тыс., увеличившись по сравнению с прошлогодним показателем почти на четверть. Доля Яндекса на внутреннем интернет-рынке составила 57,3%.

Несмотря на их скромный вклад в общую копилку, стоит отдельно отметить нерекламные (прочие) доходы компании, которые в минувшем году подскочили в 2,5 раза, до 1,6 млрд руб. Точное распределение выручки в этой категории не приводится, однако можно догадаться, что главными источниками денежных поступлений стали популярные сервисы Яндекс.Такси, Яндекс.Музыка и другие. Причем, по словам представителей компании, именно Яндекс.Такси сгенерировало большую часть нерекламных доходов. В любом случае тенденция определенно просматривается. Если по итогам 2014 года на долю нерекламных доходов приходилось 1,2% от всей выручки, то за прошлый год эта доля расширилась до 2,6%. На мой взгляд, этот процесс продолжится и в будущем.

И все же двузначные темпы роста доходов Яндекса меркнут перед снижением чистой прибыли на 43%. Показатель опустился ниже 10 млрд руб. Как уже было сказано выше, впервые с момента выхода компании на биржу в мае 2011 года она зафиксировала годовое снижение. Факторы, оказавшие столь серьезное давление на главный финансовый показатель, это необходимость платить за аренду офиса валютой, и индексация зарплат разработчиков (тоже в иностранной валюте). На фоне девальвации рубля это обходится компании очень дорого. Вдобавок ко всему сервисы Яндекса (Auto.ru, Яндекс.Маркет, Яндекс.Браузер, Яндекс.Такси и др.) требуют средств на рекламные кампании, что также увеличивает и без того немалые расходы.

Именно поэтому для оценки реальных успехов Яндекса корректней проводить анализ скорректированной чистой прибыли, очищенной от влияния целого ряда «бумажных» факторов, в том числе и валютного. В этом случае получается, что чистая прибыль компании сократилась на 11%, до 12,2 млрд руб., причем в 4-м квартале ее падение замедлилось до 8% г/г, хотя в течение года показатель снижался временами до 15-16%.

Яндекс рассчитывает, что в 2016 году выручка вырастет на 12-18%, причем результат чистой прибыли во многом будет зависеть от валютных курсов. Рано или поздно нефтяные цены нащупают свое дно, а вместе с ними и рубль прекратит свое затянувшееся падение, что окажет хорошую поддержку финансовым результатам и котировкам акций компании. Несмотря на то, что сейчас бумаги Яндекса по мультипликатору P/E нельзя рекомендовать к покупке, в долгосрочной перспективе успешная борьба на рынке мобильных приложений и монетизация собственных ресурсов могут сыграть решающую роль в восстановлении позиций российского интернет-поисковика. Ну, а пока рекомендация по акциям Яндекса — «держать».

Совершить сделки по акциям компании вы сможете, открыв счет у одного из крупнейших и надежных брокеров страны. У него же вам предложат выгодные условия с открытием ИИС.

0 0