Пережив серию стрессов 2022 года, эмитент смог не только сохранить стабильность бизнеса, но и улучшить основные финансовые показатели по сравнению с АППГ, расшить клиентскую базу и географию присутствия. Директор ООО «СЕЛЛ-Сервис» Петр Новак подвел предварительные результаты за 2022 год и поделился планами на 2023.
— В течение года вы несколько раз вводили в продажу новые позиции. Какое число товаров сегодня в общей сложности входит в ассортимент ООО «СЕЛЛ-Сервис»?
— У нас в реализации находятся более 1 000 наименований, для сравнения на конец 2021 года этот показатель составлял 500 позиций. Из последних событий по данному направлению — недавно мы продали первую тонну какао тертого. Изначально его отгрузки мы планировали на начало 2023 года, но одному из наших ключевых клиентов понадобилась небольшая партия для отработки рецептуры с новым ингредиентом. Тестовая продажа прошла успешно, этот вопрос мы законтрактовали.
— Если говорить про направление реализации одноразовой посуды, ООО «СЕЛЛ-Сервис» является дистрибьютером продукции Huhtamaki. Как складываются взаимоотношения с партнером после смены собственника?
— Как я и предполагал, наше сотрудничество продолжилось. Поводов для беспокойства нет, наоборот мы наращиваем объемы отгрузок, продаж, заключаем договоры с новыми клиентами.
Сейчас ведем переговоры с одной федерльной торговой сетью, которой необходимо обеспечить магазины брендированными одноразовыми стаканчиками. По предварительным оценкам речь идет о 18 РЦ (распределительных центров) по всей России и ежемесячной выручке от 10 до 20 млн.
— Учитывая, что у вас достаточно большой ассортимент товаров, можно ли среди них выбрать наиболее востребованные?
— Исторически сложилось так, что самая популярная товарная категория, состоящая из 5 позиций, — какао-порошки. На момент 3 квартала 2022 года доля какао-порошков от общего объема выручки составила 42,1%. По продажам этой категории внутренний годовой план мы превзошли уже на этапе 9 месяцев. Изначально хотели реализовать 1 880 тонн товара, а вышли на 2 220 тонн.
Отмечу, что мы планировали в этом году снизить зависимость от какао-порошка и сократить его долю выручки до 30 — 35%. Однако рынок сложился так, что другие товары не дали нам таких возможностей для роста прибыли. А в случае с какао-порошком мы оказались в ситуации низкой конкуренции, поскольку иностранные компании существенно снизили объемы поставок на отечественный рынок.
— Как вы оцениваете результаты работы по расширению клиентской базы и географии присутствия в этом году?
— Если говорить о количественных показателях, то сейчас мы ведем работу в 58 регионах России и ближнего зарубежья, а число клиентов превышает 750. В конце прошлого года эти показатели составляли 50 регионов по России и 500 клиентов.
Если же говорить относительно стратегии работы в данном направлении, то у нас есть 2 основных вектора. Во-первых, это ориентация на крупные федеральные производства и транснациональные компании. В конце ноября нам удалось выиграть тендер на контракт с таким клиентом. Речь идет о поставках пищевой химии в течение 12 месяцев 2023 года на часть производственных площадок клиента в разных городах России. ООО «СЕЛЛ-Сервис» — новый поставщик для этого крупного производства, поэтому на первом этапе сотрудничества нам выделили 10% от общего объема поставок. Я считаю, что это наш очередной успех в сфере качественного расширения клиентской базы. Мы продолжаем постепенное движение к глобальной цели — к становлению крупнейшим в России поставщиком пищевого сырья и ингредиентов.
Во-вторых, мы расширили сеть складов ответственного хранения: её пополнили помещения в Краснодаре и на Дальнем Востоке. Такая территориальная близость к клиентам позволит активнее вести продажи в регионах. Например, сейчас работает склад в Краснодаре. Среднемесячный объем продаж по региону в ноябре показал 30% рост к показателям сентября и октября благодаря его появлению. При этом мы понимаем, что это далеко не предельные значения, и планируем в январе и феврале еще сильнее увеличить показатели.
— Достижения по части расширения ассортимента и клиентского портфеля принесли желаемые финансовые результаты? Или 2022 год всё же внес корректировки и в ваши планы?
— Не стану отрицать, что и нам пришлось справиться с рядом стрессов. Заданной планки по внутренним целям, поставленным еще в 2021 году, мы не достигли и скорее всего не достигнем. Думаю, что собственный план мы выполним на 85 — 90%, что в актуальных реалиях хороший результат.
Опять же если проводить сравнение с АППГ, то мы увидим позитивную динамику. Объемы продаж уже на этапе 3 квартала превзошли уровень прошлого года на 23%. Объемы проданной за 11 месяцев 2022 года продукции оставили 5 тысяч тонн, что на 75% выше АППГ. Для меня как для собственника — это показатель того, что мы устойчивая и зрелая компания, обладающая потенциалом для дальнейшего роста.
— Какие цели вы себе ставите на 2023 год?
— План-минимум, наращивание объемов продаж по новому ассортименту, введённому в этом году. Это како-масло, какао тертое, молочная кислота, сорбат калия и бензоат натрия. Недавно введенные позиции требуют большего времени. Мы также хотим повысить свою узнаваемость как бренда, чтобы поспособствовать реализации.
План-максимум — снижение зависимости от какао-порошка за счет увеличения выручки по таким позициям, как кокосовая стружка, кунжут, лимонная кислота и агар-агар. За 2022 год мы улучшили свои результаты по ним, но незначительно, в их отношении возможен больший прирост.
Как предварительный ориентир мы обозначили план по объемам продаж на 10 тысяч тонн продукции. Окончательный план на 2023 год будет утвержден в конце декабря.