В этом году намечается очередной исторический максимум сбора зерновых — порядка 150 млн тонн. Напомним, на старте сезона прогнозировалось под 135 млн тонн. На внутреннее потребление требуется 78 млн тонн и около 50 млн тонн должно быть экспортировано.
В первом полугодии 2022 года доля экспорта занимает порядка 60% в выручке АО «Новосибирскхлебопродукт», несмотря на то, что в текущем сезоне страны Евросоюза выбыли из списка покупателей ввиду того, что логистика и расчеты значительно усложнились.
Компания сконцентрировалась на других направлениях — активно развивается торговля с Ираном, который недавно присоединился к ШОС (Шанхайская организация Сотрудничества), Средней Азией, преимущественно с Киргизией. Китай — традиционный покупатель льна, овса и ячменя.
Турция — якорный партнер АО «НХП». В новом сезоне (июле-августе) только в Турцию было направлено около 60 тыс. тонн зерна, что является хорошим показателем.
Но на фоне текущей ситуации с санкционным давлением, ростом стоимости фрахта и особенностями торговли в такой период, экспорт зерна неизменно сопряжен с определенными особенностями.
Главной особенностью является то, что сегодня ряд государств, традиционных покупателей российского зерна, но использующих западные источники финансирования, подвержены давлению со стороны запада. Поэтому имеют место различные комбинации, например, двойная перепродажа российского зерна турецкими компаниями.
На сегодня расчеты с зарубежными покупателями осуществляются в юанях, долларах и в российских рублях. Увеличения доли национальных валют в расчетах на фоне сокращения долларовых транзакций — это тоже тренд сезона 2022/2023.
По логистике отмечается определенный дефицит морских судов, и соответственно, цена на фрахт высока. Это продолжается второй сезон. Часть судовладельцев и флагов на российском поле не работает, чем активно пользуются те, кто остались в бизнесе.
Сергей Соколов, генеральный директор и соучредитель АО «Новосибирскхлебопродукт»:
«Общий объем экспорта из Российской Федерации снизился в сравнении с прошлым зерновым годом, в том числе, по причине логистических особенностей. Однако отмечу что у „НХП“ давно сформированы крепкие рабочие отношения с транспортными компаниями, позволяющие данные сложности ослабить. Это является нашим весомым конкурентным преимуществом. В целом, рынок очень турбулентный, политизированный, но у нашей компании есть компетенции, аналитика, благодаря которым мы работаем в такой нестандартной обстановке.»