Факторинговая отрасль в марте оказалась одним из самых активных участников экономических процессов в новой российской реальности, которая стала следствием резкого падения курса рубля в условиях беспрецедентно жестких санкций со стороны Запада, всплеска инфляции и кратного роста ключевой ставки. Управляющий партнер Global Factoring Network Алексей Примаченко рассказал в интервью Boomin о всплеске активности на рынке факторинга, работе компании в новых условиях и планах выхода на фондовый рынок с новыми выпусками облигаций.
«Мы чувствуем себя очень востребованными»
— Как события в экономике после 24 февраля сказываются на Global Factoring Network?
—Для участников факторингового рынка любая экономическая турбулентность создает дополнительные возможности для качественного роста бизнеса. В такое время услуги факторинговых компаний становятся особенно востребованными. Это подтверждают экономические кризисы 1998-го и 2008-го годов, обвал рубля в 2014-м, пандемия коронавирусной инфекции в 2020-м и 2021-м годах. Причем к пандемии факторинг оказался готов лучше многих других отраслей: высокий уровень цифровизации бизнеса позволил быстрее адаптироваться к новым условиям. Мы и сейчас чувствуем себя очень востребованными.
— На чем основана это востребованность?
— Факторинговые компании всегда на переднем плане. Мы финансируем уже готовые сделки, а не длинные инвестиционные циклы с соответствующими рисками. Сделка, в которой мы участвуем, уже свершилась от слова «факт». Причем, в этих сделках нет валютного риска, нет риска того, что товар не будет поставлен в срок, а производство — не запущено. Кроме того, мы работаем с производителями товаров повседневного спроса и продукцией импортозамещения, которые востребованы всегда.
Самое главное — мы подставляем свое финансовое плечо клиентам тогда, когда они особенно нуждаются в поддержке. Не тогда, когда у бизнеса есть широкий выбор финансовых инструментов, а сейчас, в кризис, когда выбор сжимается практически до двух вариантов: свои деньги и деньги факторинга. Пока банки адаптируются к новой реальности и будут готовы давать кредиты бизнесу на приемлемых для него условиях может пройти три-четыре месяца.
— Как после 24 февраля вырос спрос на услуги вашей компании?
—Спрос на услуги Global Factoring Network вырос на порядок. Если взять всю факторинговую отрасль, то, думаю, трехкратный рост по заявкам мы увидим. Еще буквально два месяца назад крупные предприятия стремилось сотрудничать с большими факторинговыми компаниями, дочками крупнейших российских банков. Этот стереотип ушел, поскольку бизнес боится пострадать от санкций и минимизирует возможные риски. Мы и по себе видим приток клиентов, которые раньше сотрудничали с банками и факторинговыми компаниями из первой десятки.
— Насколько компания оказалась готова к кратному роста спросу?
— К росту мы готовы, но в наши планы не входит удовлетворение всех поступающих заявок. За семь лет работы на рынке у нас сложилось четкое понимание, какие отрасли и клиенты «наши», а какие нет. Мы не финансируем все, что связано с госконтрактами, ЖКХ, нефтяной отраслью и строительством, а специализируемся на электронном факторинге для развивающихся предприятий малого и среднего бизнеса. Это производители товаров народного потребления, непродовольственных товаров повседневного спроса, тех, кто занимается импортозамещением. Например, среди наших клиентов есть российские производители светодиодных ламп, и мы их с удовольствием поддерживаем. В общем, работаем с участниками тех рынков, которые нам хорошо знакомы, что позволяет нам быть максимально полезными для клиентов и минимизировать риски.
— Как изменилась стоимость услуг компании за последний месяц?
— Наш главный ресурс — это люди и IT, а «товар в обороте» — это деньги. Стоимость денег напрямую и мгновенно влияет на стоимость услуг. Наши услуги стали дороже для клиентов на 50-70%, притом, что ключевая ставка Банка России выросла более чем в два раза. Но мы же и не банк. Факторинг — это не дискретное финансирование, а встроенное в финансовый и производственный цикл система работы, которая в моменте позволяет клиенту получить гораздо больше выгоды, чем от банковского кредитования. Как часть производственно-торговой цепочки факторинг входит в состав себестоимости, как, например, транспортная услуга или маркетинг. Если до 24 февраля наша услуга в составе себестоимости продукции клиента занимала 1,5% в месяц, то сейчас 2,5%. То есть стоимость факторинга в составе затрат увеличилась на 1%, в то время как стоимость самих товаров растет порой на 30-40% и выше.
Но тут важно учитывать один момент. Факторинг — это всегда инструмент для получения дополнительной прибыли. Если предприятие не хочет иметь дополнительную прибыль, ему не нужно пользоваться факторингом. Так вот, затратив 2,5% от себестоимости товара за факторинг, получив оборотные средства, компания может купить товар или сырье по старым ценам, запустить его в оборот по новым ценам, и извлечь прибыль. Или другой вариант: получив деньги от фактора, компания может поторговаться с поставщиком и сделать предоплату. А предоплата поставщику даже до кризисных явлений — это скидка от прайса минимум в 10%. Вот почему грамотные финансисты стараются максимально использовать факторинг в период турбулентности. Это мультипликатор.
«Верхнеуровневые показатели мы оставили неизменными»
— Удастся ли сохранить те преимущества, которые сейчас получила компания, и после того, как финансовый сектор адаптируется, и подтянутся банки с выгодными предложениями для бизнеса?
— Клиенты, которых факторинговая отрасль поддержала, которые встроили факторинг в модель своего бизнеса, предпочитают от этого финансового инструмента уже не отказываться. Это можно сравнить с заменой кнопочного телефона на iPhone. К кнопочному телефону больше никто не возвращается, хотя он отлично работает и в разы дешевле. Может быть сейчас государство поймет, что всем участникам рынка лучше, когда пополнением оборотных средств занимаются те, кто умеют это делать лучше — не банки, а факторинговые компании. И, возможно, в скором времени мы увидим меры поддержки факторинговой отрасли. Например, субсидирование ставок.
Продолжение читайте на Boomin.