Об основных сложностях работы в существующих реалиях, а также имеющихся плюсах рассказал директор компании ООО «СЕЛЛ-Сервис» Петр Новак.
— Как коснулась текущая мировая ситуация вашего бизнеса, какие из санкций и каким образом уже коснулись бизнеса, отрасли?
— Сейчас преждевременно давать какую-то оценку ситуации, поскольку она находится в стадии развития. Сегодня главная проблема — отказ от доставки грузов трех крупнейших судоходных компаний (Maersk, CMA и MSC), на которые приходится 50% мировых перевозок. Однако Maersk на днях заявил, что снимает ограничения на транспортировку ряда товаров из категории продуктов питания, согласно своей внутренней классификации, в частности на какао-порошок, кокосовую стружку и кунжут. По данному заявлению мы ожидаем более подробных разъяснений, чтобы планировать свою работу дальше. К счастью, один из перевозчиков - российская транспортная компания FESCO продолжает работать.
Сейчас для нас окно возможностей — это порт Владивостока. Мы и ранее работали через этот порт, поэтому перестраиваться особо не придется, как многим другим поставщикам. В данный момент есть небольшая заминка — в одном из терминалов наш груз стоит третью неделю в очереди, в связи с тем, что отправляются локомотивы для военных нужд. Ситуация неприятная, поскольку это замороженные деньги, но не критичная. Наши коллеги, которые получают грузы в Новороссийске и Санкт-Петербурге, столкнулись с отказом обработки грузов, и это решения не судоходных компаний и не компаний-отправителей, а именно правительств. У нас таких проблем не возникало, и мы не принимаем сейчас каких-то глобальных мер, решаем каждый отдельный случай. Адаптируемся, рассматриваем варианты завоза через другие страны, но в данный момент пока не видим в этом необходимости, рассчитываем, что, компания FESCO и ряд азиатских компаний, которые желают занять место ушедших международных, будут обслуживать грузы. С момента начала военных действий мы еще не производили оплату и не осуществляли поставок, в ближайшую неделю планируем осуществить оплату, посмотрим, как пройдет доставка.
Недостатка товара сейчас нет, важно отметить, что у нас имеется двухмесячный запас примерно на 230 млн руб. в ценах себестоимости, а также в пути товар еще на 1 млн долларов в ценах закупки. Т.е., на ближайшие 3-4 месяца мы снабжены товаром. Возможно что-то закончится, но не глобально.
— Как повлияли текущие события на взаимоотношения с зарубежными партнерами?
— Т.к. 99% нашего импорта осуществляется из Юго-Восточной Азии, в целом отношения у нас сохраняются нормальными и «политического окраса» не получили. Единственное изменение коснулось условий оплат у всех поставщиков. Они понимают, что риски неоплаты, связанные с возможным отключением от SWIFT, достаточно велики и меняют условия на 100% предоплату до бронирования места на судне.
— Как складываются взаимоотношения с клиентами ввиду сегодняшней ситуации? Расширяют закупки или наоборот?
— Общую картину по всем клиентам оценить сложно. Наши клиенты работают с торговыми сетями и в этой части у них сейчас есть определенные сложности из-за высокой волатильности курса. В целом, какие-то мелкие клиенты вероятно уйдут с рынка, крупные останутся, но ранее крупные клиенты работали напрямую с поставщиками, поэтому пока мы не понимаем, как изменится рынок, и как нам перестраивать свою стратегию сбыта. Уверены, что в течении месяца мы нащупаем точки роста и определим, как скорректировать сбытовую стратегию.
Кроме того, то что все международные компании перевели Россию на предоплату, скажется на снижении оборотов, естественно. Мы адаптируемся аналогично — тоже переводим клиентов либо на предоплату, либо на отсрочку 7 календарных дней. Рассчитываем, что, когда ситуация стабилизируется, иностранные поставщики вернут прежние условия оплаты.
В целом, спрос в количественном выражении клиентов растет, но в объеме продаж в натуральном выражении падает. Однако, если предположить, что мы продадим в 2 раза меньше, то выручка все равно останется на уровне аналогичного периода прошлого года.
— Видите ли вы какие-то плюсы в сложившейся ситуации? Вы упомянули о росте количества клиентов, расскажите?
— Благодаря тому, что с рынка сейчас временно уходят некоторые игроки, поставляющие импортный ассортимент, к нам приходят клиенты, с которыми долгое время мы не могли договориться. Мы рассчитываем, что нам удастся нарастить клиентскую базу сейчас.
Под планируемые объемы продаж с целью развития мы привезли очень много товара в конце года, средства от размещенного недавно облигационного займа также вложили в покупку товара. И этот объем товара помогает нам какое-то время быть защищенным. Также, чтобы обезопасить себя, мы значительно подняли цены и у нас даже есть потенциал для снижения. В целом, по объему продаж ожидаем падение, но по валовой прибыли рост больше, чем было запланировано.
Второй положительный момент: мы предполагаем, что снизится поток грузов в Россию, за счет чего сократится срок поставки — грузы будут приходить быстрее, укладываясь в 45 — 60 дней. В этой части мы ожидаем серьезных улучшений.
— Авиасообщение между странами сильно пострадало от санкций — как это отражается на вашем бизнесе, отрасли?
— Незначительно, скорее доставляет неудобства. Груз, который пока еще идет по отсрочке платежа, приходит в порт без документов, и после того, как мы перечисляем деньги поставщику, он, соответственно, направляет нам документы через DHL для растаможивания. Сейчас мы испытываем неудобства, используя различные альтернативы доставки — с кем-то по пути, «на перекладных», также сейчас пробуем доставку через СДЭК — наблюдаем за сроками.
— Нефтеперерабатывающая отрасль попала под санкции. Скорее всего это скажется на цене топлива. Как это отразится на логистике для вашей компании?
— Если говорить про доставку грузов по России, то считаем, что практически не отразится. Стоимость продаваемого килограмма нашей продукции высока, тем более в условиях текущего курса валюты — около 950 руб. за кг. Расход топлива за кг продукции — это незначительный расход.
— Недавно подписали дистрибуторский договор с Huhtamaki на территории Сибирского ФО. Как сейчас складывается сотрудничество?
— Пока остается неопределенность, но есть основания полагать, что Huhtamaki останется в России. Так как более 90% продукции Huhtamaki производится в России для большой тройки — Макдоналдс, Бургер Кинг, KFC. Huhtamaki пересматривает свою сбытовую стратегию в сторону поддержки региональной дисрибьюции — то есть таких компаний, как наша. Мы продолжаем сотрудничество.
— Какие меры поддержки от государства имеются на сегодня для отрасли? Каковы ожидания?
— На днях читал статью о том, что государство выделило МСП 150 млрд руб. для субсидирования процентной ставки. Мы попали в эту программу и рассматриваем получение льготных кредитов.
Самое главное для бизнеса — это цена, и серьезный удар — это повышение кредитной ставки.
Мы первая компания в Новосибирске, которой Альфа-банк выдал кредит по новым ставкам — они оценивают нас, как перспективную компанию. Ставка высокая, но на финансовом результате не скажется значительно, как минимум потому что сейчас у нас сверхприбыль из-за разницы курса, она покроет повышенную ставку с лихвой.
Только из-за ставки конечное повышение стоимости продуктов увеличится как минимум на 5-10%. И, конечно, мы надеемся, что государство будет оказывать поддержку для рынка пищевых ингредиентов. Мы поставляем продукты хоть и не первой необходимости, но все-таки важные для пищевого производства — без сорбата калия и лимонной кислоты, к примеру, многие продукты длительного хранения невозможно изготовить. Стабильный курс и дешевый кредит — это то, что необходимо рынку.
— Касаемо импортозамещения товара — аналоги российских товаров будете ли искать?
— Да, мы сейчас рассматриваем варианты российских аналогов на случай, если наши стандартные каналы перестанут работать. У нас небанальный ассортимент — это наша ценность. Мы хотим включить в ассортимент российскую продукцию, но не видим ни ценности, ни интереса полностью перестраивать ассортимент под российский. В первую очередь все-таки мы будем стараться решать логистические проблемы, уверен, что это возможно.