О влиянии текущей санкционной войны на отрасль производства рыбных консервов рассказал директор ООО ПК «СМАК» Андрей Черепенников.
— Как коснулась текущая мировая ситуация вашего бизнеса? В целом отрасли? Каковы прогнозы по последствиям?
— Ничего не произошло пока, но, так или иначе, инфляция будет. Вырастет стоимость комплектующих. А в остальном текущая мировая ситуация не коснулась ни нас, ни отрасли в целом.
— Нефтеперерабатывающая отрасль попала под санкции. Скорее всего это скажется на цене топлива. Как это скажется на логистике для вас? Есть ли альтернативные варианты?
— Это отразится на издержках. Если раньше самолеты летали напрямую через Россию, то сейчас делают крюк. Что касается доставки, то цепочки поставок из Китая не поменяются, разве что может измениться цена на топливо, но тут уже вопрос государственной регулировки стоимости ГСМ, надеемся, что в КНР она не будет расти так же сильно как в Европе. Если изменится стоимость отгрузки, мы будем идти в общем тренде.
Наши перевозки осуществляются по России, а что касается поставщиков, то они свою логистику, надеюсь, настроят. Кроме того, по основным ингредиентам у нас сформирован запас на 6 месяцев, за это время основные вопросы логистики с большой долей вероятности будут решены.
— Какие у вас прогнозы по стоимости сырья на внутреннем рынке?
— У рыбаков есть импортная составляющая: сети, снасти, оборудование на кораблях. Но основная путина по минтаю уже началась — рыбаки подготовились и вышли на лов рыбы до текущих событий. Предложение сырья, которое я вижу на рынке, традиционно +10% к предыдущему году, это было ожидаемо.
Следующая путина, лососевая, начнется летом. Подготовка к ней будет идти уже в режиме санкций, и может продвигаться сложнее. Но время также еще есть, а основные поставки комплектующих осуществляется из Китая и Кореи, так что тут вопрос лишь в обменных курсах. Из Европы в нашу отрасль практически ничего не поставляется.
— По путине тресковых вы уже осуществляете закуп, и если да, то в каком объеме?
— Путина началась в январе. Рыба идет, ее покупают, но зрелая качественная икра, которой мы занимаемся, появляется в марте. Поэтому сырье, которое предлагают уже сейчас, мы не берем. Со следующей недели начнем контрактовать лоты. По цене поставщики выступают не единым фронтом, хоть друг на друга и смотрят. Но это обычная история.
— Инфляция как-то повлияет на объемы закупок сырья?
— Увеличить объемы будет довольно сложно, для этого понадобятся дополнительные ресурсы, но, учитывая текущие кредитные ставки в банках, об этом говорить пока не приходится.
Кроме того, мы не беремся прогнозировать спрос, смотрим текущий оборот и поспешных решений не принимаем. Сама закупка происходит в течение трех месяцев, есть время, чтобы сориентироваться. Главная цель — удержание прежних позиций.
— В какой валюте у вас происходят расчеты с клиентами/поставщиками? Как складываются отношения сейчас?
— Мы все закупаем у российских компаний в рублях. Если что-то приобреталось поставщиками в долларах, то, наверное, они как-то будут менять схемы оплаты. Правительство сейчас выпускает новые постановления, поэтому как в итоге будет построена работа, еще сложно предполагать.
Что касается экспорта, то мы поставляем продукт в Казахстан и Киргизию. Их валюта относительно рубля выросла, им выгодно закупаться в рублевой зоне. На спрос это пока не повлияло, но сейчас в принципе низкий сезон. Плановая работа ведется, все как обычно.
— Какие меры поддержки от государства/региона имеются на сегодня для отрасли?
— Государство готовит какие-то антикризисные меры, но они пока не озвучены.
— Какие меры принимаете/планируете принять с целью удержания стабильности работы компании? Есть ли у вас возможность использовать ситуацию в свою пользу?
— Насчет положительного эффекта я затрудняюсь ответить, значимого плюса мы пока не видим. Когда ситуация прояснится, возможно, мы откроем для себя какие-то дополнительные возможности.
Что касается удержания позиций, то у компании сформирована диверсифицированная база поставщиков и имеются запасы, как я говорил ранее. Мы также ведем работу по импортозамещению, рассматриваем предложения российских компаний по поставкам необходимых ингредиентов, оцениваем цены и качество. Работа идет, продукцию мы поставляем, торговые сети исправно рассчитываются за поставки.