Проводил беседу с эмитентом и озвучивал вопросы от инвесторов Алексей Антипин, генеральный директор «Юнисервис Капитал» — компании, которая выступила организатором первого выпуска облигаций сети. Для удобства читателей, мы выделили основные темы, которые обсуждались в рамках мероприятия:
Коронавирус и его последствия
Год для компании начался хорошо — в 1 квартале зафиксирован прирост финансовых показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А во 2 квартале из-за введенного карантина товарооборот сети снизился на 63% — два месяца из трех работал фактически только интернет-магазин. Сейчас открыты уже все торговые точки.
Светлана Пилипенко: «lady&gentelman CITY — единственная сеть, которая в это время открыла новую точку: крупный магазин нового формата».
Впрочем, коронавирус послужил существенным толчком для бизнеса. Ускоренными темпами стал развиваться онлайн магазин, в котором представлена вся, без исключения, товарная матрица сети. Уже во 2 квартале был зафиксирован 5-кратный рост онлайн-продаж, по сравнению с первыми тремя месяцами 2020 года.
На волне пандемии удалось также существенно снизить арендные расходы — получить каникулы на время коронавируса, и скидки по оплате на весь текущий год. Новые партнерские договоренности предусматривают прямую зависимость арендных платежей от оборота вместо фиксированного тарифа. Меньше оборот — меньше платежи.
Основные риски в сегменте fashion-ритейл
Риски, по большей части, локализуются в сфере поставок — увеличении их расходной части или несоблюдении запланированных сроков.
Компания провела большую работу, чтобы укрепить свое положение в этом вопросе. В частности, до 120 дней увеличились отсрочки платежа. Поставщики предоставляют дополнительные скидки, а также дают возможность вернуть непроданный товар, реализовать его обратно производителю. Такую опцию поддерживают около 90% партнеров. Это значительно стабилизирует рынок.
Что касается логистики, то сейчас наступило время настоящих рекордов: доставка из Милана — 4 дня, доставка из Гонконга в Москву — 17 дней по железной дороге. Это уникальное достижение отдела логистики, которое говорит об очень высоких стандартах работы с документацией, с сертификатами соответствия и т.д., это признают даже поставщики компании.
Риска падения спроса, как такового, нет, когда речь идет о сети федерального масштаба с присутствием во множестве регионов. Как правило, снижение спроса в одном городе нивелируется увеличением спроса в другом. Сейчас на фоне пандемии именно региональные магазины показывают очень хороший рост по самостоятельным показателям.
Рентабельность магазинов
Поступали вопросы насчет убыточности магазинов. Безусловно, есть точки, которые менее успешны. Рентабельность магазина зависит от множества факторов, и компания старается проанализировать все аспекты: может — это дорогие арендные ставки, или неудачно подобранная матрица ассортимента, которую надо скорректировать. Факты анализируются, после чего принимается решение.
Касательно матрицы: в портфеле компании более 30-ти магистральных, ключевых брендов. Но «Трейд Менеджмент» внедрил стратегию «диверсификации наоборот» сконцентрировавшись на том, что дает наибольшую отдачу. Отсюда и монобрендовые бутики, и отдельные площади с детской одеждой.
Игорь Григораш: «Это было очень правильное решение — выделить дополнительные площади под более рентабельный бизнес, так сказать, не распыляться, сконцентрироваться».
Текучка кадров
Есть стандартная цифра в ротации — 20 или 25%, но ядро команды стабильно. Возрастная категория персонала магазинов — 30-40 лет, и как выяснилось, это — самый эффективный вариант.
Один из партнеров компании дважды отправлял тайного покупателя в магазины lady&gentelman CITY. Проверяющий зафиксировал небывало высокие баллы, которые не получал ни один магазин партнерской сети. Так что опытный персонал — это ноу-хау lady&gentelman CITY.
Игорь Григораш: «История случилась недавно, в одном из монобрендовых бутиков Armani Exchange. Семья решила полностью поменять гардероб и приобрела одежды на 700 тысяч рублей. Это — общемировой рекорд сети Armani Exchange. Наш персонал творит чудеса».
Дебют эмитента
В 2019 году компания провела размещение 1-го выпуска облигаций, объемом 200 миллионов, дебютировав в качестве эмитента. Привлеченные средства были направлены преимущественно на закупку товара коллекции осень/зима 2019-2020 и весна/лето 2020 (79%), еще 20% — на развитие сети — открытие нового магазина в формате lady&gentelman street, 1% — на развитие интернет-магазина. Именно благодаря привлеченным частным инвестициям «Трейд менеджмент» получил хорошие результаты в 1 квартале текущего года.
Светлана Пилипенко: «Мы, безусловно, довольны новым инструментом. Раньше мы пользовались только кредитами. Ставки, в принципе, сопоставимы. Облигационный заем позволяет не зависеть от залогов и привлекать деньги, на которые можно спокойно развиваться, оборачивать их несколько раз, и, тем самым, увеличивать их маржинальность».
Банковские кредитные ставки
В начале года ООО «Трейд Менеджмент» пользовалось кредитами под 10% годовых. Сейчас, после финансового мониторинга, удалось добиться снижения ставок до 7,35% — это именно эффективная ставка, а средневзвешенная ставка — 6,5-6,75%.
Также была достигнута договоренность с банком о привязке стоимости кредитных ресурсов к ключевой ставке ЦБ. На данный момент в разработке вопрос о хеджировании ключевой ставки. Хоть сейчас и не планируется повышения ставки Центробанка, но, если это вдруг случится, то компании будет застрахована от такого риска.
Планы развития
Компания делает ставку на дальнейшее развитие онлайн-сегмента. Уже модифицирована платформа для корпоративного сайта и интернет магазина. Над поддержкой функциональности в сети интернет работает целая команда программистов. Теперь все, без исключения, остатки магазинов будут видны на сайте. Идет активное обсуждение по поводу создания мобильного приложения — это первое направление.
Второе направление — продолжение работы по расширению и модификации оффлайн сети: увеличение количества монобрендовых магазинов (этот формат отлично себя зарекомендовал), и реновация торговых площадей, с целью наращивания клиентского потока в магазинах.
Третье направление — переход на МСФО и получение кредитного рейтинга. Сейчас как раз идет процесс выбора аудитора и рейтингового агентства.
Также компания планирует увеличить сумму привлеченных инвестиций за счет размещения еще одного облигационного выпуска, объемом порядка еще 200-300 млн., заменив этими инвестициями часть банковского кредита.
Светлана Пилипенко: «Мы не хотим слишком зависеть от заемных ресурсов, поэтому жестко контролируем показатели для того, чтобы бизнес был обеспечен достаточным объемом собственного капитала. Сейчас наша долговая нагрузка обслуживается с опережением графика, так как значительную часть выручки мы направляем на погашение кредита».
Текущая же работа представлена оптимизацией расходной части и автоматизацией бизнес-процессов там, где это возможно. Плюс идет разработка дополнительных приятных предложений для клиентов торговой сети в виде всевозможных программ лояльности.
Игорь Григораш: «Весь наш план — ежедневная утренняя зарядка, правильная диета и долгая интересная жизнь. В переводе на язык бизнеса: мы обновляем себя, грамотно выстраиваем товарную матрицу и контролируем ее сбыт».
Статус системообразующего предприятия
Представители компании отметили, что включение ООО «Трейд Менеджмент» в список системообразующих предприятий действительно имеет целый ряд преимуществ — статус, доверие и уважение партнеров. Кроме того, это помогло быстрее открыть магазины после карантина, а также получить кредиты по льготной ставке.