В Ираке иностранные компании работают по техническим сервисным контрактам, согласно которым после достижения определенного уровня добычи на месторождении, они сначала компенсируют инвестиции в проект за счет реализации добытой здесь нефти, после чего получают фиксированную компенсацию за каждый извлеченный из недр баррель. Снижение цен на нефть привело к тому, что для возврата инвестиций нефтяным компаниям требуется больший объем «компенсационной» нефти, в то время как фиксированная компенсация представляет более крупную долю от цены на нефть.
В итоге доходы Ирака, в которых он так остро нуждается, снижаются. Нефтяные компании, в свою очередь, не получают полагающиеся им объемы «компенсационной» нефти. Задолженность Ирака перед иностранными нефтяниками достигла порядка $20 млрд. И хотя ведется работа по привлечению необходимого финансирования, остается риск, что условия деятельности зарубежных компаний в стране будут серьезно пересмотрены. Согласно сообщениям СМИ, министр нефти Ирака уже приглашал иностранцев для обсуждения вопроса о пересмотре условий сервисных контрактов.
ЛУКОЙЛ вышел на коммерческий уровень добычи на своем иракском месторождении Западная Курна-2 в прошлом году и в июне начал возвращать инвестированные средства. По итогам года было отгружено 31 млн баррелей «компенсационной» нефти. Это оказало весьма положительное влияние на финансовые результаты ЛУКОЙЛа. Возмещение затрат в рамках проекта Западная Курна-2 в Ираке прибавило к EBITDA $3,1 млрд. Менеджмент рассчитывает вернуть инвестиции в проект уже в 2015 году.
Газпром нефть, разрабатывающая в Ираке месторождение Бадра, сообщила о выполнении базового условия для перехода на этап, позволяющий инвесторам начать получать компенсацию понесенных затрат, в конце ноября прошлого года. Доля компании в добыче нефти по итогам прошлого года составила порядка 675 тыс. баррелей. Положительное влияние реализации проекта на EBITDA компании составило порядка 1 млрд руб.
Таким образом, специфика иракских проектов предполагает определенную защищенность их экономики от резкого снижения цен, так как компании в связи с этим должны получать большие объемы «компенсационной» нефти. В дальнейшем, получаемая компаниями компенсация ($1,15 за баррель для ЛУКОЙЛа и $5,5 для Газпром нефти), также будет фиксирована, что позитивно при снижении цен на нефть.
Однако, как я уже писал выше, не все так гладко. С одной стороны, ЛУКОЙЛ обращался к властям Ирака с просьбой увеличить объем причитающейся ему «компенсационной» нефти. И СМИ сообщали, что сторонам удалось прийти к компромиссу: компания получила подтверждение компенсационных выплат в 2015 году и планирует увеличивать добычу на месторождении. С другой стороны, Газпром нефть все еще ведет переговоры с правительством Ирака по поводу сроков отгрузки и объемов «компенсационной» нефти. Положение Газпром нефти осложняется тем, что она работает и в Курдистане. Разногласия между властями автономии и официальным Багдадом продолжаются, и это уже оказывает влияние на нефтяную промышленность Курдистана.
Консенсус-прогноз по цене акеций ЛУКОЙЛа — F2814.9964, рекомендация — «держать».