За первые три месяца 2012 года грузооборот морских торговых портов России вырос на 5,3% год к году и достиг отметки в 127,3 млн тонн. В обозначенном периоде обработка экспортных грузов увеличилась на 10,9%; импортных было перегружено на 10,5% меньше; перевалка транзитных и каботажных грузов также сократилась: на 10,7% и 15,5%.
Несмотря на сокращение грузооборота по всем сегментам, кроме экспортного, совокупный результат 2012 года за январь-март на 6,5 млн тонн лучше, чем в 2011-м. При этом необходимо отметить, что в аналогичном периоде прошлого года произошло снижение суммарной перевалки грузов морскими портами России на 1,9%.
Объемы перевалки угля в январе-марте текущего года выросли на 2,3 млн тонн год к году; обработка грузов в контейнерах увеличилась на 1,4 млн тонн, что является отражением концентрации деятельности крупнейших портово-логистических групп России на высокодоходных грузах и активной и их интеграцией в систему интермодальных перевозок. Перевалка сухогрузов в целом выросла на 16,9% год к году по итогам указанного периода.
На 1,9% уменьшилась обработка нефтеналивных грузов. Главным образом снижение произошло за счет сокращения объемов перевалки сырой нефти на 7,6%, поскольку нефтепродуктов было перегружено на 8,3% больше. Такая динамика является реакцией на перемены в структуре нефтегазовой отрасли России. В этом году нефтяники получили указание правительства наращивать переработку сырой нефти и увеличивать внутренние резервы страны, чтобы избежать повторения ситуации 2011 года, когда наблюдался дефицит топлива.
Динамика ежемесячного грузооборота морских торговых портов России пока что повторяет движение 2011 года. Однако происходит это при больших объемах перевалки грузов. Текущие ежемесячные темпы роста по медианному значению на 5,8% опережают сопоставимые результаты 2011 года. Впрочем, погодные условия и другие непредвиденные факторы могут существенно повлиять на дальнейший ход событий.
Грузооборот порта Приморска, входящего в группу НМТП, вырос в отчетном периоде на 11,4% до 19,7 млн тонн. Порт Новороссийска, основной стивидорный актив группы, нарастил объемы перевалки грузов на 3,4% год к году, до уровня в 29,2 млн тонн. Целевая цена по акциям НМТП — 3,7 руб.; таргет по GDR — $9,3.
Морской порт Владивостока, где расположена одноименная управляющая компания группы FESCO, увеличил обработку грузов в январе-марте 2012 года на 15,9%, в результате чего грузооборот порта достиг 3,1 млн тонн. Акции FESCO (ДВМП) достигли целевой цены в 11,2 руб. и торгуются вокруг этого уровня.
Конъюнктура рынка портово-логистических услуг в большой степени зависит от предлагаемых правительством мер по масштабной либерализации сектора в части тарификации услуг и управления припортовой инфраструктурой. В то же время сохраняется ключевая роль РЖД в качестве основного поставщика железнодорожных транспортных услуг. А в связи с целым рядом масштабных инвестиционных проектов монополия не имеет возможности равномерно реализовать их все сразу, поэтому ее приоритеты то и дело смещаются от одного направления к другому.